Компания недели: Кого защищаем?


ТНК-BP получила еще один удар. На сей раз не от налоговиков и даже не от сотрудников ФСБ. Иски к нефтяникам (один в Тюменский и два в Московский арбитражные суды) подал малоизвестный брокер – ЗАО «Тетлис». Он хочет признать недействительным договор между ТНК-BP и одним из подразделений BP. Документ от 2003 г. позволяет сотрудникам британской компании работать в российской и получать там вознаграждение. «Тетлис» счел, что труд британцев в России оплачивается слишком высоко. А это, считает брокер, ущемляет его права миноритарного акционера «ТНК-BP холдинга». Тюменский суд в качестве обеспечительной меры запретил 147 сотрудникам BP работать в ТНК-BP.

До сих пор многие связывали неприятности нефтяной компании с действиями государства. Мол, чиновники хотят подтолкнуть российских владельцев ТНК-BP к продаже их доли «Газпрому». Менеджеры госконцерна якобы давно мечтают об этой сделке. И на случай, если она состоится, даже договорились с BP о выкупе еще 1%. Но – вот незадача! – Фридман, Вексельберг, Блаватник и их партнеры наотрез отказываются продавать свою долю.

И все же сомневаюсь, что иск «Тетлиса» призван показать строптивцам, кто в доме хозяин. У государства есть рычаги попроще и подейственнее.

Да и вряд ли даже поражение в суде сильно пошатнет позиции ТНК-BP. Как и недавний скандал с отозванными визами ее британских сотрудников (именно им, кстати, и запрещено работать).

BP, наверное, не так уж принципиально имя ее партнера по российскому проекту. «Газпром», может быть, даже предпочтительнее. Прекратятся наконец налоговые проверки. И даже возможная продажа 1% тоже не должна быть проблемой. Ведь BP по-прежнему сможет отражать добычу и запасы российской компании в своей отчетности. А вот «измена» британского партнера может сильно осложнить позиции российских хозяев ТНК-BP. Иски же «Тетлиса» могут ослабить влияние BP на нефтяную компанию. Пожалуй, это было бы на руку российским акционерам. Впрочем, Фридман какую бы то ни было связь российских совладельцев ТНК-BP с действиями «Тетлис » отрицает. Впрочем, это вряд ли так уж важно. Ведь время работает на «Газпром».