Не Сальск, а Лабинск

Вложив в реконструкцию Сальского мясокомбината $16 млн, группа «Черкизово» так и не смогла закрепиться на местном рынке. Шесть лет спустя после покупки «Черкизово» остановило производство на комбинате и собирается его продавать
А. Мартыненко

В феврале – марте 2008 г. Сальский комбинат, по словам его управляющего Тимофея Кислицы, сократил производство колбасных изделий до 36 т в месяц – в 10 раз по сравнению с уровнем 2006 г., а в апреле вообще прекратил работу. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка предприятия снизилась с 419 млн руб. в 2004 г. до 95 млн руб. в 2006 г.

ОАО «Группа «Черкизово»

Агропромышленная группа. Выручка в 2007 г. – $840,8 млн. EBITDA – $115,3 млн. чистая прибыль – $61,6 млн (GAAP).

Сейчас принято решение о продаже Сальского комбината, сообщил «Ведомостям» исполнительный директор ОАО «Группа «Черкизово» Артур Миносянц. Переговоры уже идут, говорит Кислица. Представители компании не назвали предполагаемую цену сделки, совладелец Зимовниковского и Развиленского мясокомбинатов Анатолий Марусов оценивает комбинат в $20–25 млн.

После покупки мясокомбината в 2002 г. совладелец «Черкизово» Игорь Бабаев заявил в местной прессе о претензиях на 30–40% рынка Ростовской области.

Ритейлеры говорят о низком спросе на черкизовскую колбасу. Товаровед крупной ростовской сети рассказал, что изделия «Черкизово» почти на 100% возвращаются поставщику. Представитель сети «В 2-х шагах» сообщил, что они отказались от колбасы «Черкизово» год назад, причины объяснять не стал. По словам товароведа сети супермаркетов «Солнечный круг» Натальи Полетаевой, в их магазинах черкизовской колбасы продается около 30 кг в день, а крупнейшего местного производителя «Тавра» (более половины продаж, см. диаграмму) – до 1 т. В низком ценовом сегменте потребитель предпочитает продукцию местного производства, а «Черкизово» продавало ее под своим общим брендом, говорит она. Полетаева утверждает также, что закупочные цены «Черкизово» выше, чем у местных производителей. По данным коммерческого директора колбасного завода «Вепоз» Антона Остапенко, в среднем отпускная цена вареной колбасы низкоценового сегмента – 60–70 руб. По словам Кислицы, отпускная цена Сальского комбината достигала 77 руб.

Спрос на колбасу завода был очень низким, признает Кислица. Мясокомбинат работал на импортном сырье, рассказал он. Кислица отмечает, что оборудование позволяло наладить выпуск более дорогих сортов из охлажденного сырья, для этого требовалось открыть убойный цех. По словам управляющего, от такого решения головной офис отказался. По данным Марусова, стоимость отечественного мяса – 83 руб. за 1 кг, импортного – 56 руб. (с доставкой), работать на отечественном мясе невыгодно: рентабельность бизнеса составляет 1–2%.

Федеральные игроки решают проблемы сбыта через московские офисы, региональным компаниям легче договориться на месте, говорит директор ИК «Деловой оборот» Алена Манацкова. В Краснодаре лидер – Краснодарский мясокомбинат, в Сочи – «Сочинский», в Новосибирске – «Новосибирский мясоконсервный», аналогичная ситуация в Екатеринбурге и Омске. Максимальная доля федерального производителя в российских регионах достигает только 12%, а в среднем не превышает 5–6%, отмечает эксперт. Федеральным игрокам сложно конкурировать с местными: в себестоимости их продукции заложены коммерческие расходы – реклама, маркетинг, вознаграждение менеджерам и т. д., – которые вдвое превышают подобные расходы местных производителей, добавляет Остапенко.

«Группа «Черкизово» приняла решение о продаже Сальского мясокомбината на основе анализа предпочтений по двум имеющимся у компании объектам на юге России. Приоритет был отдан проекту развития мясокомбината «Бабаевский» в Лабинске, на котором мы сконцентрируем усилия по дальнейшему развитию сегмента мясопереработки в Южном регионе», – сказал «Ведомостям» Миносянц.

На сайте «Черкизово» говорится, что ЗАО «Мясокомбинат «Бабаевский» вошло в состав группы в 2000 г. (ее структурам принадлежит 85% акций). Мощность предприятия – 60 т колбасных и ветчинных изделий в сутки. По данным СПАРК, в 2006 г. выручка составила 668 млн руб., прибыль от продаж – 17,6 млн руб.

«Черкизово» активно развивает птицеводство и свиноводство, которые сейчас более рентабельны, чем выпуск колбасы, отмечает председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян.

В этом году «Черкизово» потратит на развитие бизнеса $166 млн, в следующем – $190, сообщает агентство Reuters со ссылкой на инвестиционный меморандум группы ко вторичному размещению. Самая большая статья расходов – до $100 млн – «инвестпроекты в переработке мяса птицы, включая строительство новых фабрик», говорится в сообщении. Инвестировать в новые приобретения в птицеводстве и мясопереработке, а также в развитие свиноводства группа планирует часть средств, которые она собирается получить в ходе вторичного размещения бумаг на российских биржах и LSE. 16 мая «Черкизово» планирует закрыть книгу заявок.