Отдайте миллиарды

Претензии «Транснефти» к подрядчику нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан «Красно-дарстройтрансгазу» растут как снежный ком. Их объем перевалил за 30 млрд руб.

Восточная Сибирь – Тихий океан

нефтепровод. Первая очередь – 2757 км мощностью 30 млн т в год от Тайшета (Иркутская обл.) до Сковородино (Амурская обл., граница с Китаем). Смета – 300 млрд руб. Завершение – IV квартал 2009 г. Вторая очередь – около 1900 км от Сковородино до бухты Козьмино (Приморский край) мощностью 30 млн т в год с расширением до 50 млн т, а также расширение первой очереди до 80 млн т. Смета – 320–330 млрд руб. Завершение – 2011–2012 гг.

Вчера в Арбитражном суде Москвы был зарегистрирован иск «дочки» «Транснефти» – «Центра управления проектом (ЦУП) ВСТО» к «Краснодарстройтрансгазу» на 29,6 млрд руб. ($1,24 млрд), говорится на сайте суда. Категория иска – «О неисполнении обязательств по договорам». Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков подтвердил, что иск на такую сумму подан. Но его содержание раскрыть отказался. Связаться с ЦУП ВСТО не удалось.

22 апреля и 12 мая ЦУП ВСТО подал в Арбитражный суд Москвы два иска к «Краснодарстройтрансгазу» с требованием вернуть 1,92 млрд руб. Компания требует вернуть выплаченный подрядчику аванс, говорил «Ведомостям» близкий к «Транснефти» источник. Возглавивший в сентябре прошлого года монополию Николай Токарев обвинил «Краснодарстройтрансгаз» в растрате 3,5 млрд руб. аванса (всего было выдано 7 млрд руб.) и срыве сроков строительства на половине трассы трубы. Недавно контракт с «Краснодарстройтрансгазом» был частично разорван. Токарев также говорил, что после смены руководства «Транснефти» прошлой осенью «Краснодарстройтрансгаз» был продан «лицам, далеким от строительства».

Новая сумма иска почти в 30 млрд руб. могла сложиться из аванса, а также упущенной «Транснефтью» выгоды из-за переноса сроков строительства первой очереди ВСТО, допускает юрист «Вегас-лекс» Андрей Корельский. Первоначально предполагалось, что труба должна быть построена в декабре 2008 г., а в конце 2007 г. было объявлено, что это состоится годом позже. Но источник, близкий к «Транснефти», утверждает, что об упущенной выгоде в иске речи не идет. Претензии составляют затраты «дочки» «Транснефти» на строительные материалы (трубы, песок и т. д.), переданные «Краснодарстройтрансгазу» для строительства нефтепровода. Аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов оценивает общую упущенную выгоду «Транснефти» в $1,16 млрд, затраты на стройматериалы – примерно в $600 млн.

Представляющий интересы «Краснодарстройтрансгаза» адвокат Павел Астахов раскрыть имена владельцев компании отказался. Он утверждает, что нынешние владельцы «Краснодарстройтрансгаза» и «Транснефть» пытались решить дело миром. Но после того как у самого «Краснодарстройтрансгаза» возникли материальные претензии к заказчику (их суть адвокат не раскрывает), монополия решила пойти в суд. «Мы уже отстроили большую часть трубы и считаем претензии «Транснефти» безосновательными», – утверждает Астахов.

Если подрядчику удастся с помощью актов приемки выполненных работ доказать, что сделана большая часть работы, шансы отбить иск у компании велики, считает Корельский. Впрочем, не нужно забывать про политический вес руководства «Транснефти», который может сыграть свою роль в суде, добавляет эксперт.