Pro Europa: Разумная достаточность


В последнее время идеологи внешней политики – как в США, так и в Европе – постепенно отходят от традиционной логики баланса сил, сосредотачиваясь на построении парадигм проецирования своей жесткой (или мягкой) силы на остальной мир. В России принято считать Соединенные Штаты несомненным лидером в военной сфере, а Европу – полностью зависимой от гегемона подчиненной величиной. Между тем беспристрастный анализ показывает, что не только радикализм США не приносит должных дивидендов, но и что военное превосходство «единственной сверхдержавы» не выглядит убедительным.

Европа отнюдь не является беззащитной. Она скорее исповедует принцип «разумной достаточности». Европейцы тратят на военные цели куда меньше американцев (158 млрд евро ($230 млрд) против $552 млрд в 2007 г., или по $495 на человека в год против $1820 в США). Однако это позволяет странам ЕС содержать армии, количественно превосходящие американскую (1,92 млн против 1,49 млн человек в 2006 г.), Великобритании и Франции – обладать ядерными арсеналами, превышающими китайский (200 и 360 боеголовок соответственно против 130), а пяти странам ЕС – Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании – вкладывать в военные НИОКР больше, чем позволяет себе Россия.

Последний фактор дает о себе знать все более отчетливо. В 2000–2006 гг. европейцы выиграли 19 из 44 крупных оружейных тендеров, в которых их компании конкурировали с американскими и российскими; за это время 10 стран ЕС, наиболее активно экспортирующих вооружения, продали за границу оружия и военной техники (по данным SIPRI) на $42,1 млрд (США – на $45,4 млрд, Россия – на $40,2 млрд). В январе 2008 г. европейский EADS впервые победил национального производителя – Boeing – в конкурсе на поставку для нужд Пентагона партии из 179 самолетов-заправщиков общей стоимостью $35 млрд.

Европейцы знают: гарантия их безопасности – неприятие принципа баланса сил и гегемонистских амбиций отдельных стран. Поэтому они не закапывают сотни миллиардов долларов в ближневосточных пустынях, возбуждая ненависть к себе мусульманского мира, а участвуют в миротворческих миссиях – от Афганистана (с США) до Косова и Боснии, Чада и Конго (без них). Они не стремятся добиваться с кем-либо паритета в ядерных или обычных вооружениях, так как убеждены в отсутствии реальной угрозы со стороны любого из существующих государств. И мир платит им той же монетой: сегодня ни в одном регионе планеты доля жителей, негативно или подозрительно относящихся к Европейскому союзу, не превышает числа выражающих к Европе позитивное отношение. И этот результат – достойный итог правильной и сдержанной военной политики в наше время, которое, к счастью, пока еще является мирным.