Самый маленький телевизор

В конце прошлого года телепередачи на экране мобильника хотя бы иногда смотрели всего 0,68% пользователей мобильной связи в мире. Российский «Мегафон», предложивший мобильное ТВ столичным абонентам еще в 2004 г., заинтересовал лишь 1% из них. Почему же аналитики в один голос пророчат этой услуге большое будущее?

Всего, по данным Ericsson, в мире сейчас действует более 120 мобильных видеосетей разных стандартов, из них около 100 доступны абонентам сотовой связи.

В нашей стране мобильное ТВ еще только зарождается. Тестируют подобные сервисы все крупнейшие операторы сотовой связи, но абонентам эту услугу предоставляет пока только «Мегафон». В 2004 г. мобильное ТВ от «Мегафона» стало доступно в Москве, а год спустя – на Северном Кавказе и Северо-Западе.

В этом формате пока работает немного теле- и киностудий и каналов. В частности, это Discovery и BBC. В России разработкой контента для мобильного ТВ занимается, в частности, «Стрим-контент», входящая в холдинг «Система масс-медиа» (СММ). Именно с СММ сотрудничает МТС, тестируя мобильное ТВ (обе подконтрольны АФК «Система»). «Стрим-контент» разработала несколько собственных форматов каналов, которые возможны для вещания в мобильном режиме, рассказал ее гендиректор Николай Зацепин. Кроме того, компания заключила соглашения с рядом российских и западных правообладателей для ретрансляции их каналов на мобильных устройствах. Но говорить о каналах, выпущенных специально для использования на мобильных устройствах, Зацепин считает преждевременным: «Денег в этом сегменте рынка пока нет ни от абонентов, ни от рекламодателей, создание таких эксклюзивных каналов может быть оправдано только имиджевой составляющей».

Аналитические компании оценивают количество людей, хотя бы иногда использовавших свои мобильные телефоны для просмотра ТВ, в 20 млн (данные TeleAnalytics) – 30 млн (данные In-Stat) на конец 2007 г. Это мизер в сравнении с общим количеством сотовых абонентов – их сейчас, по данным международной ассоциации GSM и CDMA Development Group, около 3,4 млрд. Но, как говорится, мелочь, а приятно. Приятные эмоции в данном случае испытывают операторы, сумевшие заинтересовать своих абонентов мобильным телевидением. Ведь счета, которые они выставляют таким пользователям, как правило, заметно выше среднестатистического абонентского счета (ARPU).

Телевидение в миниатюре

Подобно большинству нетрадиционных услуг мобильной связи, мобильное ТВ первым делом начало развиваться в странах Азии – Японии и Корее. На руках у японцев, по данным In-Stat, которые приводит газета Herald Tribune, примерно 20 млн трубок с встроенными телеприемниками, т. е. такими аппаратами пользуются примерно 19% всех японских сотовых абонентов. У жителей Южной Кореи их 8,2 млн (18,4%). Ни в той ни в другой стране на мобильное ТВ не нужно подписываться и вносить ежемесячную плату – достаточно просто включить телеканал. А уж оператор позаботится о том, чтобы списать с вас деньги за просмотр.

Из европейцев наиболее прогрессивными оказались итальянцы. В 2006 г. 3 Italy запустила ТВ для мобильных телефонов, и сейчас телепередачи смотрят примерно 800 000 человек (около 10% абонентов). В остальных странах мобильное телевидение, как правило, – нишевая услуга, которой пользуются в лучшем случае 1% сотовых абонентов.

Почему? Одна из причин: телевещание требует высокой пропускной способности каналов, в идеале – от 2 Мбит/с. Такую скорость обеспечивают технологии мобильной связи третьего поколения (3G), и тем не менее при просмотре ТВ могут тормозить другие услуги. Не случайно мобильное ТВ наиболее популярно там, где видеоконтент не пересылается по сотовой сети, а транслируется на телефон в режиме потокового вещания с независимых передатчиков. Иными словами, оператор строит дополнительную вещательную сеть.

Другая причина: смотреть телепередачи на экране телефона, пусть даже большого коммуникатора, неудобно. Корреспондент «Ведомостей» убедился в этом на собственном опыте, тестируя в 2007 г. сервис мобильного ТВ в одной из шведских сотовых сетей 3G. Небольшой размер дисплея вкупе с высокой степенью сжатия практически исключают возможность разглядеть мелкие детали – к примеру, мяч на футбольном поле. Недаром первое знакомство британских абонентов сотовой сети «3» с мобильным телевидением оказалось неудачным, ведь та сделала ставку на трансляцию избранных моментов футбольных матчей.

Еще несколько сдерживающих факторов выявила в своем исследовании рынка мобильного ТВ Ericsson. Это сложные конфигурации и настройки мобильных устройств, в которых пользователь не всегда в силах разобраться; недостаточно высокое качество изображения (частота обновления кадров значительно ниже, чем в традиционном телевидении); частые опасения абонентов, что за просмотр ТВ им будет выставлен высокий счет; резко возрастающее энергопотребление телефонов, работающих в режиме приема телесигнала (соответственно, батарея быстрее разряжается); и не в последнюю очередь – наличие мощного конкурента в лице интернета с его интерактивными видеосервисами.

Нужно присмотреться

Первоначально оператор адресовал сервис бизнес-абонентам и обеспеченной молодежи: им предлагались каналы Rambler TV, «РБК-ТВ», «Муз-ТВ» и Neo TV в режиме реального времени плюс записи сюжетов, клипов и т. д. Тарифицировалась услуга на базе ежемесячной абонплаты – $19 в месяц (плюс НДС). При этом трансляция каналов велась при помощи сравнительно «медленной» технологии передачи данных GPRS (предел – 171,2 кбит/с), в результате такое «телевидение» больше напоминало слайд-шоу.

В ноябре 2007 г. абонплата за неограниченный просмотр ТВ снизилась до 240 руб. (с учетом НДС). Платить можно и за минуты просмотра, но подавляющее большинство пользователей мобильного ТВ – подписчики безлимитного тарифа, говорит директор по развитию бизнеса «Мегафон-Москва» Василий Кузичев. Качество сервиса также подтянулось: на смену GPRS пришла более высокоскоростная технология EDGE (до 384 кбит/с). Сейчас московский «Мегафон» транслирует 10 каналов: информационный «Вести 24», деловой «РБК-ТВ», православный «Спас», развлекательные ТНТ, «Рен ТВ», Travel TV, FashionTV, Word Fashion Channel, World Music Channel и «Муз-ТВ». Чем более высокоскоростная технология доступна для телефона, тем выше качество картинки, объясняет Кузичев. Например, в Петербурге, где с октября 2007 г. работает сеть 3G, построенная на базе технологии HSDPA (предельная скорость – 3,6 Мбит/с), это полноценное телевидение. Тем не менее мобильным ТВ пока заинтересовалось небольшое количество абонентов «Мегафона». В Москве, например, более или менее постоянно услугой пользуются, по словам Кузичева, «десятки тысяч» человек – около 1% всех столичных абонентов компании. В среднем каждый зритель тратит на просмотр 25 минут в месяц, добавляет он.

В других странах, где мобильное ТВ уже работает, пользователи уделяют ему, по данным Ericsson, в среднем 3–25 минут в день; причем 30–40% всех просмотров длятся менее пяти минут.

В начале мая о завершении тестирования мобильного ТВ в петербургской сети 3G (пока не действующей в коммерческом режиме) сообщила МТС. Компания рассчитывает, что через год после запуска услуг мобильного ТВ ими будет пользоваться «до 10%» абонентов 3G-сетей. При этом к 2011 г. МТС надеется привлечь в 3G 11 млн пользователей. Помимо трансляции телеканалов, оператор планирует оказывать интерактивные видеоуслуги – например, See me on TV (позволяет вывести видеозвонок на экран телевизора; может использоваться, в частности, в интерактивных телешоу), Site Cam (вывод на экран телефона изображений с интерактивных веб-камер; позволяет изучить, например, загруженность дорог), «видео по заказу». МТС тестирует не только ТВ на базе 3G-сети, но и технологию прямого вещания DVB-H. Эти технологии «органично дополняют друг друга: мобильное ТВ в сетях 3G позволит предоставлять абонентам персонализированные сервисы и более персонализированный контент, DVB-H позволяет максимально эффективно распределять нагрузку на сеть, не имеет ограничений на максимальное количество активных абонентов», говорится в материалах МТС.

Большие надежды

Тем не менее аналитики обещают мобильному ТВ хорошие перспективы. Pyramid Research ожидает: уже в 2010 г. смотреть телепередачи на экранах телефонов будут 122–170 млн пользователей, а доходы операторов от этих сервисов составят $16–29 млрд. In-Stat прогнозирует, что в 2011 г. мобильных телезрителей будет около 125 млн, хотя рынок оценивает значительно осторожнее – $12 млрд к 2012 г.

Развитие мобильного ТВ – в интересах и абонентов, и операторов, считают эксперты Ericsson. Недавние исследования Accenture показали: во всем мире телезрители ожидают появления новых способов доставки видеоконтента и устройств, которые позволили бы им смотреть те программы, которые они хотят, в удобное время. МТС, ссылаясь на результаты исследований проектной группы ВМСО, утверждает: 77,8% опрошенных этой группой европейцев считают, что иметь доступ к телеканалам с мобильника – «отличная идея». При этом сотовые абоненты, по данным Ericsson, готовы платить $10–15 в месяц за неограниченный просмотр телеканалов на экране мобильного телефона (заказ видео при этом может тарифицироваться отдельно).

Это дает операторам шанс заработать дополнительные деньги. Для российских операторов это цель вполне актуальная: хотя их ARPU от квартала к кварталу растет, но все меньшими темпами. Если во II квартале 2007 г. темпы роста среднего счета на абонента по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. у МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» составили 16%, 30% и 18% соответственно, то в III квартале ARPU МТС и «Мегафона» прибавил лишь 10%, а «Вымпелкома» – 20%. А в IV квартале темпы роста еще снизились, составив 9% у МТС с «Мегафоном» и 15% у «Вымпелкома» (данные MForum Analytics).

Но всего этого недостаточно для успешного развития мобильного ТВ. Нужен еще и контент, желательно – адаптированный для просмотра на небольших устройствах в течение непродолжительного времени. Идеальный формат для мобильного ТВ – короткометражные фильмы или ролики, снятые преимущественно крупным планом.

Спешить с запуском производства каналов для мобильника не стоит, согласен гендиректор телекомпании «Новый выбор» Александр Камынин (выпускает платные каналы «Совершенно секретно» и «Парк развлечений»). Пока нет коммерческих сетей мобильного ТВ, нет и рынка для сбыта такого контента, объясняет он. Кроме того, контент для мобильного ТВ очень ограничен тематически – в основном это новости, спорт, музыкальные клипы, детские мультфильмы. И парадокс в том, что аудитории, на которые такие каналы могут быть нацелены, в большинстве своем не самые платежеспособные, рассуждает Камынин. Единственное исключение – предприниматели: они могли бы заинтересоваться мобильными видеоновостями, но у них и без того нет недостатка в информации, отмечает он.