Технологии рынка: Стройматериал для поэтов

Как утверждал французский писатель Пьер Реверди, каждый поэт пишет стихи, как будто кладет кирпичи, а маститый прозаик отливает свои тексты, как бетон. Именно кирпич традиционно считается одним из самых надежных материалов для возведения жилых домов и общественных зданий. В отличие от цементной отрасли на кирпичном рынке России до сих пор нет своего лидера, а его основные игроки соревнуются друг с другом только за конкретные региональные сегменты. Цены на кирпич продолжают расти, несмотря на отсутствие даже намека на монопольный сговор.

На сегодняшний день производство кирпича является одним из основополагающих для строительной отрасли. Кирпич используют не только в качестве основного материала для самого строительства – им облицовывают фасады, из него делают внутренние несущие стены, наружные стены и перегородки.

В отсутствие лидера

В настоящий момент в России работает множество кирпичных заводов. «Этот рынок отличается слабым уровнем консолидации – действуют сотни небольших заводов, большинство из которых ориентировано на локальных потребителей», – уточняет аналитик инвестиционной компании «Финам» Владимир Сергиевский. В частности, по его словам, только в европейской части страны действует более 400 кирпичных заводов. «Это в основном советское наследие, т. е. речь идет об устаревших технологиях производства и существенном износе основных фондов, но цифра впечатляет», – говорит эксперт.

С такой оценкой согласен и начальник аналитического управления ГК «Регион» Константин Комиссаров. По мнению Юрия Синяева, директора по маркетингу ГК «Конти», кирпичный рынок в России пока достаточно слабо консолидирован, в том числе потому, что кирпич производится не только на специализированных предприятиях, но и на предприятиях иного профиля, например на химических, металлургических и машиностроительных заводах, а также на предприятиях по производству удобрений.

Производство кирпича растет не столь быстрыми темпами, как, например, производство цемента. По данным компании «Регион», в 2007 г. российские заводы выпустили 13 млрд штук кирпича, что на 12% выше, чем годом ранее. «В этом году мы прогнозируем примерно такие же темпы роста», – говорит Комиссаров. Сведения Росстата пока подтверждают эти ожидания. По данным этого ведомства, в I квартале 2008 г. российские заводы выпустили 3 млрд кирпичей, т. е. на 10,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Даже столь невысокие объемы роста производства такими были не всегда: долгое время кирпичный рынок в России сокращал объемы производства. По данным того же Росстата, в 2003 г. было произведено 11 млрд кирпичей, т. е. на 2,5% меньше, чем в 2002 г. Только в 2004 г. рынок немного прибавил: объемы выросли до 11,4 млрд кирпичей, после чего показатели и дальше росли.

Увеличение объемов производства стало возможным за счет применения новых технологических решений. В частности, по данным Росстроя, в течение 2005 г. в России было введено 17 новых линий по производству кирпича мощностью около 261,8 млн штук, из которых 86 млн пришлось на Центральный и Северо-Западный федеральные округа, т. е. на самые активные в плане строительства регионы.

В каждом российском регионе есть свои кирпичные лидеры, однако единого крупного федерального игрока, как, например, «Евроцемент груп» в сегменте цементной промышленности, на рынке кирпича нет. «Конечно, есть крупные компании, но на них приходится несущественная доля», – говорит Владимир  Сергиевский. Например, по его словам, три завода группы ЛСР производят примерно 300 млн кирпичей в год, что составляет всего 2% от рынка в 13 млрд кирпичей. По словам Константина Комиссарова, крупнейший производитель кирпича в Московской области – это Голицынский керамический завод, производящий 117 млн кирпичей в год, в Свердловской области – Ревдинский кирпичный завод мощностью 114,5 млн кирпичей в год. Вместе с предприятиями ЛСР эти компании являются лидерами российского кирпичного рынка, но ни одна из них не контролирует более 2%.

Таким образом, отличительными чертами российского кирпичного рынка эксперты называют выраженный региональный характер и присутствие значительного количества локальных производителей. В то же время здесь присутствуют и зарубежные игроки. В частности, один из крупнейших производителей кирпича в мире – австрийская Wienerberger в 2003 г. открыла в России свою 100%-ную «дочку» «Винербергер Кирпич». К концу 2006 г. компания построила в 90 км от Москвы во Владимирской области рядом с д. Кипрево свой первый российский завод. Теперь австрийцы достраивают в 40 км от Казани новое предприятие мощностью 150 млн кирпичей в год, а также начинает строительство второго завода в Кипрево по производству 160 млн кирпичей в год. В результате после реализации этих планов Wienerberger может стать лидером кирпичной отрасли в России.

Если дифференцировать российский кирпичный рынок по регионам и спросу, то больше всего кирпича в настоящий момент, по данным исследования, проведенного компанией Infoline, требуется столичному региону. Емкость московского рынка кирпича эксперты компании оценивают в 1,6 млрд штук, в том числе 1,2 млрд строительного и 400 млн штук лицевого. В денежном эквиваленте это составляет примерно $350 млн.

Собственных заводов в столичном регионе не хватает, и поставки кирпича в Москву и Московскую область осуществляются из многих российских регионов, а также из Белоруссии и ряда других стран. Наиболее крупным поставщиком кирпича на московский рынок является холдинг «Еврокирпич»: его доля в объеме поставок составляет 48,5%. В состав холдинга входят «Мальцовский портландкирпич» в Брянской области, «Липецккирпич», «Михайловкирпич» в Рязанской области и Савинский кирпичный завод в Архангельской области.

Вторую позицию по объему поставок кирпича в Московский регион занимает «Воскресенсккирпич» (17%). Далее следуют «Осколкирпич» (9,5%) и «Щуровский кирпич» (9%). Однако всем этим компаниям приходится конкурировать с местными производителями.

Цена не для всех

При столь большом числе предприятий, по мнению Владимира Сергиевского, речи о монополизме быть не может. Более того, дефицит на рынке также отсутствует – имеющиеся производственные мощности, по данным «Финама», достаточны для удовлетворения потребностей отрасли. «Точнее, дефицит носит локальный характер, возникая в регионах, где ведется наиболее активное строительство, в частности в Санкт-Петербурге и Краснодарском крае. А также там, где недостаточно развито местное производство, например в Томской и Новосибирской областях», – говорит эксперт. Но даже несмотря на отсутствие монополистов, по данным Владимира Сергиевского, продолжается рост цен на этот стройматериал.

По данным Росстата, в 2007 г. керамический кирпич подорожал на 28% до 6953 руб. за 1000 штук, а силикатный кирпич – на 13% до 4283 руб. за 1000 штук.

По стабильно высоким ценам кирпич обходится жителям отдаленных от столицы регионов. В Ханты-Мансийском автономном округе средняя цена на этот стройматериал к концу прошлого года достигла 10 823 руб., в Тюменской области – 8903 руб., в Амурской области – 8847 руб. Высокие цены установились в Архангельской области (12 342 руб.), Республике Коми (10 402 руб.), Санкт-Петербурге (9415 руб.). Однако рекорд принадлежит Кировской области: там за 1000 штук кирпича придется заплатить в 2 раза больше среднероссийской цены – 13 784 руб. Дешевле всего к концу 2007 г. кирпич стоил в Республике Алании – 3583 руб. за 1000 штук.

За первые три месяца 2008 г., по данным Ассоциации строителей России, керамический кирпич подорожал примерно на 14%. «Рост цен на кирпич связан не столько с ростом спроса, который показывает не такую большую динамику – всего 5–7% в год, сколько с увеличением издержек, в частности тарифов на электроэнергию, на которую приходится около 40% себестоимости кирпича», – объясняет Владимир Сергиевский.

По его словам, растут требования к качеству кирпича, что позволяет более эффективно развиваться компаниям, которые используют современные технологии производства. «Их рентабельность сейчас может составлять 30%, в то время как у устаревших заводов она редко превышает 10%», – отмечает эксперт.

По расчетам компании «Амико», окупаемость инвестиционных затрат на реализацию проекта кирпичного завода наступает уже через 3,5 года. Более 52% инвестиционного бюджета приходится на строительство зданий и подвод инженерных сетей, около 39% занимают затраты на оборудование, остальное отводится на покупку земли и оборотные средства.

Сделай сам

Активными игроками кирпичного рынка являются строительные и девелоперские компании. «В целом сейчас существует достаточно высокая интеграция между производителями кирпича и строителями, которые контролируют не менее трети соответствующих заводов», – отмечает Владимир Сергиевский. По словам Константина Комиссарова, «всех участников кирпичного рынка условно можно разделить на компании, принадлежащие крупным строительным группам типа ЛСР, и независимых игроков». «Для строителей выгода состоит в контроле производственной цепочки изготовления стройматериалов», – говорит эксперт.

В частности, группа компаний «Конти» при реализации своих проектов использует кирпич, произведенный на собственном заводе, что в с. Ломинцево Тульской области. «Когда марка производимого кирпича не соответствует требованиям отдельно взятого проекта, мы приобретаем материал у сторонних производителей», – говорит Юрий Синяев. Однако некоторые крупные компании используют только свой собственный кирпич. Например, на данный момент весь объем кирпичной продукции, необходимой для «СУ-155», производится на Белостолбовском кирпичном заводе (БКЗ). «Этот завод вошел в состав группы компаний в 2002 г. В прошлом году на территории БКЗ был открыт практически еще один новый завод по производству высококачественного облицовочного кирпича, который ранее предприятие не выпускало. К уже существовавшим мощностям, производившим в год 24 млн штук обычного кирпича, добавилось новое профильное производство с ежегодной мощностью более 30 млн штук кирпича», – говорит руководитель пресс-службы СУ-155 Федор Сарокваша.

На сегодняшний день облицовочный кирпич в первую очередь идет на нужды ГК «СУ-155», масштабы строительства которой постоянно растут и сейчас вплотную приблизились к отметке 1,5 млн кв. м жилья ежегодно. Кроме того, по заказу продукция завода успешно реализуется сторонним организациям. Строители настолько увлеклись производством различной кирпичной продукции, что даже приступили к выпуску облицовочного кирпича цвета «шоколад».

По словам Юрия Синяева, многие компании заинтересованы в приобретении либо строительстве предприятий, производящих строительные материалы, для того чтобы застраховать себя от возможного перебоя в поставках стройматериалов, колебания цен, неудовлетворительного качества. «На рынке достаточно много примеров, когда большую партию материала может перекупить другая компания, нарушая утвержденный договор. Кроме того, строительная компания может быть заинтересована во внедрении своих уникальных и экономически эффективных разработок, а производитель материала не всегда готов использовать эту технологию на своем предприятии», – говорит эксперт. «Конти» планирует и в дальнейшем увеличивать свое присутствие на рынке стройматериалов. Например, в Туле ведется строительство второго завода по производству тротуарной плитки, кирпича и других материалов, необходимых в строительной отрасли.

Наиболее серьезно на российском кирпичном рынке закрепилась петербургская группа ЛСР Андрея Молчанова. Еще в середине 1990-х гг. эта компания получила контроль над рядом предприятий по производству кирпича. В частности, именно тогда она приобрела компанию «Ленстройкерамика», положившую начало кирпичному бизнесу группы. Вслед за этим в 1999 г. Молчанову досталось НПО «Керамика», а затем – завод «Победа», и в результате ЛСР стала крупнейшим производителем кирпича в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В 2005 г. ЛСР объединила свои кирпичные заводы в одну структуру – «Победа ЛСР». Общая мощность кирпичного объединения составила около 290 млн кирпичей в год. В настоящий момент ЛСР контролирует две трети петербургского рынка кирпича, а объединение «Победа ЛСР» производит все виды строительного и лицевого керамического кирпича, а также поризованный, крупного формата RAUF. Во многом успех компании объясняется тем, что она владеет собственной сырьевой базой – карьерами кембрийской голубой глины «Красный бор» и «Ленстройкерамика-карьер», а продукцию реализует через свою розничную сеть магазинов компании «Кирпичный центр».

Теперь «Победа ЛСР» намерена построить в Кировском районе Ленинградской области крупнейший российский кирпичный завод стоимостью $150 млн. Финансирование осуществляется за счет средств, привлеченных в ходе IPO на LSE. В итоге одна линия нового завода мощностью 120 млн кирпичей в год будет выпускать строительный кирпич, а другая – 75 млн облицовочных кирпичей. В дальнейшем мощность нового кирпичного будет доведена до 220 млн кирпичей в год.

Однако далеко не всем строителям удалось занять нишу в производстве такого ценного стройматериала. Например, московская компания «Квартал» не имеет собственных предприятий и необходимую для строительства продукцию, в том числе кирпич, приобретает на рынке. «Для собственного производства кирпича необходимо иметь большие площади за МКАД у глиняных карьеров, на которых возможно построить завод. Это строительство, в свою очередь, требует существенных финансовых вложений, которые оправданны лишь в случае использования больших объемов продукции. Компания «Квартал» использует «разносортный» кирпич и в относительно небольших количествах, в основном для облицовки дома, поэтому не нуждается в собственном массовом производстве однотипного кирпича», – говорит директор по маркетингу и продажам «Квартала» Сергей Лушкин.

Кирпич в шоколаде

Участники рынка продолжают с надеждой смотреть на рынок кирпича, не опасаясь, что он повторит судьбу цементной отрасли. «В текущем году мы ожидаем сохранения благоприятной конъюнктуры: планируемый рост кирпича производства составит около 15%. Спрос на товар главным образом увеличится за счет роста строительной активности в стране. В свою очередь, рост цен ожидается на уровне 15–18%. Не исключено, что в отрасли могут начаться процессы консолидации на базе крупных строительных компаний», – говорит Константин Комиссаров.

По данным «СУ-155», дополнительно растет спрос именно на кирпич высокого качества. В частности, строители проявляют интерес к облицовочному кирпичу всевозможных форм и цветовых оттенков. Потому новые предприятия кирпичной отрасли, не отказываясь от производства традиционного красного кирпича, ориентированы на увеличение объемов выпуска высококачественного облицовочного кирпича и расширение ассортимента этого вида продукции. С этой точки зрения выпуск БКЗ продукции шоколадного цвета вполне укладывается в общую тенденцию.

Кроме того, некоторые российские производители налаживают выпуск поризованных керамических блоков, аналогичных по размерам 4–15 обыкновенным кирпичам. Благодаря большому количеству пустот и пор такой блок имеет хорошие теплоизолирующие свойства, обладает достаточной прочностью.

«Потребление лицевого кирпича растет преимущественно за счет малоэтажного жилья, а в сегменте высокоэтажного строительства рост емкости рынка происходит существенно меньшими темпами, чем увеличение объемов монолитного домостроения, ввиду усиления конкуренции со стороны других облицовочных материалов и вентилируемых фасадов», – отмечают аналитики Infoline. По их данным, рост цен к середине строительного сезона 2008 г. составит не менее чем 20–30% по сравнению с началом января.

Сдерживанию цен на кирпич может способствовать ввод в эксплуатацию в первой половине года новых кирпичных заводов, однако срок запуска предприятий традиционно переносится и едва ли новые игроки смогут наладить поставки в значительном объеме до лета 2008 г. Потому эксперты этой компании прогнозируют рост спроса на кирпич около 7–9% за год, что, в свою очередь, по их данным, приведет к росту цен в среднем на 7–12%. В любом случае согласно всем прогнозам покупателям кирпича придется подготовиться к тому, что ближе к пику строительного сезона за заветный кирпич придется платить уже по другим ценам.