Зарабатывают в сети

Сотовые операторы зарабатывают на услугах мобильного интернет-доступа около 3% доходов. С запуском сетей третьего поколения (3G) эта доля может утроиться, а выручка операторов от интернет-доступа вырасти до $3,4 млрд

В 2007 г. самый большой рост среди допуслуг показал мобильный интернет-доступ – у МТС доход от этой услуги вырос более чем на 70%, подтверждает ее директор департамента продуктов и услуг Павел Ройтберг. В I квартале 2008 г. доходы МТС от интернета по-прежнему росли быстрее, чем от продажи контента. Интернет-трафик абонентов «Вымпелкома» по технологии GPRS в Московском регионе вырос за год более чем на 35%, а роуминговые доходы от GPRS – на 60%, отмечает его пресс-секретарь Екатерина Осадчая. А у «Мегафона», по данным его замгендиректора по коммерческим вопросам Ларисы Ткачук, рост доходов от GPRS/EDGE превысил в 2007 г. 20%, эти услуги обеспечивают уже около 25% доходов от VAS. Долю допуслуг в своих общих доходах все три компании оценивают примерно в 14–15%.

Доходы сотовых операторов от дополнительных услуг мобильной связи (value added services, VAS) выросли в 2007 г. примерно на 40% до $2,8 млрд, подсчитали аналитики iKS-Consulting. Примерно такие же данные у Comnews Research. Эксперты обеих компаний единодушны: основным драйвером роста оказался мобильный интернет-доступ. В прошлом году доходы операторов от этой услуги выросли на 48% до $560 млн, отмечает аналитик iKS-Consulting Юлия Федорова, а ее вклад в совокупную выручку компаний от VAS – 20% – практически сравнялся с долей мобильного контента (21%, $588 млн). В будущем удельный вес доходов от мобильного интернета может увеличиться до 24–25%, прежде всего за счет частичного замещения sms-услуг, прогнозирует Сергей Половников из Comnews Research.

Почему растет мобильный интернет

Со временем доля мобильного интернета в доходах операторов от VAS достигнет 30%, прогнозирует Олег Приходько, директор по продуктам компании Bercut, разрабатывающей продукты для мобильных сетей.

Популярность мобильного интернет-доступа Ройтберг связывает с появлением нового поколения телефонов, приходом на смену GPRS технологии EDGE, а также с появлением в интернете более «тяжелого» контента: полноценных мелодий, видео и т. д. И сотрудники компаний, и простые абоненты стали чаще пользоваться интернетом с помощью сотовых трубок, когда упростился доступ с телефона к электронной почте, добавляет он. По данным МТС, мобильный интернет-доступ уже использует около 14,4% ее абонентов (в конце марта обслуживала 59,9 млн россиян). А Ткачук объясняет популярность мобильного интернета еще и маркетинговой активностью операторов. В преддверии запуска сетей 3G операторы начинают приучать абонентов пользоваться мобильным интернетом, подтверждает Половников; компании даже взялись продвигать комплекты для мобильного интернет-доступа, в которых все необходимые установки уже есть.

Еще один фактор роста – низкий уровень проникновения интернет-доступа в регионах, добавляет Федорова из iKS-Consulting. По данным iKS-Consulting, в среднем по России это лишь 18%.

Мелодия вместо гудков

Еще одной популярной дополнительной услугой в прошлом году стала Ring Back Tone (RBT) – подключение мелодии, которая раздается в трубке вместо гудков при звонке на телефон абонента. Эту услугу в 2007 г. запустили МТС и «Мегафон», а «Вымпелком» – месяц назад. Поэтому доля «Вымпелкома» на рынке мобильного контента и снизилась, считает Осадчая: по данным Comnews Research, c I по IV кварталы 2007 г. она сократилась на 5,2 п. п. до 24,4%. Доля МТС выросла до 45,5% (+7,7 п. п.), а у «Мегафона» почти не изменилась (около 25%). По словам Ройтберга, за год МТС подключила к RBT 3,3 млн абонентов, продав 10 млн мелодий. Исходя из средней стоимости мелодии в 50 руб. МТС заработала на услуге 500 млн руб. (более $20 млн). У «Мегафона» более 4 млн клиентов пользуются RBT, принося $2 млн в месяц.

В 2008 г. Ройтберг рассчитывает на рост доходов от услуг Web 2.0 (социальные сети, обмен контентом между пользователями и др.) и бурное развитие мобильной рекламы. Приходько из Bercut называет и другие зарождающиеся услуги: видео-RBT, интерактивные сервисы, привязанные к конкретной местности и способствующие продвижению востребованного в конкретной ситуации контента.

По оценке Ткачук, доля VAS в выручке «Мегафона» со временем вырастет до 20% благодаря качественному улучшению услуг, прежде всего за счет увеличения скорости передачи данных в 3G-сетях.