Без концессий

Возможно, инвестфонд будет окончательно переориентирован с проектов общефедерального масштаба на региональные. Пополняемость фонда будет соответствующей
Д. Гришкин

В распоряжении «Ведомостей» оказался проект поправок в положение об инвестфонде, которые Минфин внес в правительство в апреле. Он меняет направление финансовых потоков фонда. Концессионные проекты больше не будут его приоритетом: все упоминания о них из положения исключаются. Зато появляется глава, подробно описывающая порядок финансирования региональных проектов.

Уже в этом году Минфин предлагает отдать регионам 80 млрд руб. Деньги поступят в виде целевых субсидий регионам, если они пройдут по конкурсу, а губернаторы профинансируют половину затрат. Порог получения денег из инвестфонда для регионов снижается с 5 млрд руб. до 500 млн руб. Это хорошая новость, говорит замглавы администрации Читинской области Виктор Столяров, но не всем регионам под силу и такое софинансирование. Субсидии – переходная мера, пока не сформируются региональные инвестфонды, говорит чиновник Минрегиона.

Формат концессий не вполне подходит для инвестфонда, продолжает чиновник: приходится выделять деньги, не зная, каким будет софинансирование проекта инвестором. При одобрении проекта его окончательная цена неизвестна, есть только примерные расчеты (инвестфонд финансирует большинство проектов на этапе подготовки проектно-сметной документации). Один проект подорожал из-за того, что разработчики забыли заложить НДС.

Против этой идеи выступил Минтранс: инвестфонд – единственная форма, которая позволяет реализовывать концессии, говорит чиновник министерства. Если инвестфонд откажется от концессий, этот механизм не начнет работать.

Согласительная комиссия под руководством вице-премьера Александра Жукова смягчила предложения Минфина, рассказывает чиновник Минрегиона. В итоговом тексте возможность финансирования концессионных соглашений есть, но только если известна конечная сумма затрат. Концессии – самые дорогие, тяжелоподъемные проекты, отмечает партнер юрфирмы «Райтсол» Татьяна Старостина: восемь автодорожных концессий съели большую часть бюджета фонда.

Изменяется и схема пополнения инвестфонда. Сейчас в фонд должны идти допдоходы от удорожания нефти на $1/барр. и экономия средств при обслуживании внешнего долга. Эта формула давно фиктивна, пополняемость фонда зависела от личных договоренностей, говорит сотрудник Минрегиона. По новой схеме инвестфонд будет пополняться путем индексации его объема «с учетом индекса-дефлятора, утвержденного на год, предшествующий второму году планового периода» трехлетнего бюджета.

В начале года в инвестфонде было около 265 млрд руб. и если речь в проекте идет о дефляторе ВВП, то в 2009 г. фонд увеличится лишь на 35 млрд руб., отмечает экономист «Траста» Владимир Брагин (дефлятор в 2007 г. – 13,5%). Такие же расчеты у Александры Суслиной из Экономической экспертной группы.

Для инвестфонда может быть установлен собственный дефлятор, считает начальник аналитического отдела казначейства ВТБ Николай Кащеев, иначе деньги в нем скоро закончатся: чем больше будет потрачено, тем меньше денег добавится в фонд. Возможно, схема финансирования будет не такой, надеется чиновник Минрегиона: индексироваться будет не объем фонда, а сумма, ежегодно в него добавляемая. Тогда в фонд будет ежегодно поступать, как сейчас и планируется, порядка 100 млрд руб., отмечает он (см. врез).