Передача власти: Выйти из дебюта


Переход от теории к практике «двоецарствия» произошел вполне спокойно и даже буднично. Ни кадровые перестановки, ни структурные новации типа формирования президиума правительства пока не привели к каким то существенным изменениям в повседневном течении отечественного политического процесса. Можно даже сказать, что все новости первых двух недель президентства Дмитрия Медведева были подчеркнуто аккуратны и назидательно умеренны, дабы несколько успокоить начавшую было подниматься волну завышенных для кого ожиданий, а для кого и опасений по поводу грядущих перемен.

Фигуры на доске несколько поменяли исходную диспозицию, кто-то превратился из коня в слона и наоборот, но в целом все остались в поле, в игре, а сохранение и поддержание общего баланса сил выглядит одним из основных мотивов всех уже произведенных ходов. При этом участники властного тандема и играют-то вроде вместе и заодно, на одной стороне доски. С противоположной стороны – вызовы инфляции, коррупции, модернизации. А также разнообразные амбиции, властные кондиции, клановые традиции и много чего еще. Со всем этим разворачивается сеанс одновременной игры, и игра эта не обещает быть простой, даже если играешь белыми.

Сама по себе передача власти, размен фигур и рокировка – это еще не выигранная партия и даже не благополучный выход из дебюта. Это всего лишь первые ходы, успешная реализация домашней заготовки. Но дальше всегда велик риск проявления во всей красе синдрома классического шахматного сеанса в клубе «Картонажник» в Васюках: «Гроссмейстер <...> твердо знал, что первый ход e2 – e4 не грозит ему никакими осложнениями. Остальные ходы, правда, рисовались в совершенном уже тумане».

Прояснится ли этот туман, кто и что из него выйдет, зависит в действительности от того, с каким планом на игру вышли в зал гроссмейстеры. Идет ли речь о желании принять риски развития и одержать победу над означенными выше противниками, или матчевая стратегия предполагает целесообразность до конца фиксировать стабильность и «расписать ничейку» ходов так на пятнадцать.

В последнем случае будет доминировать та концепция политики, которая носит у нас имя «схватки бульдогов под ковром», и в ее рамках на первый план действительно выходят вопросы о том, как перераспределяются полномочия и кто куда перемещается? Кто кого поддержит и кто кого «отпротивовесит»? Какой теперь Игорь Иванович «настоящий», а какой – «ненастоящий»? Кто стоит за тем или иным очередным масштабным проектом государства и как на это отреагируют иные группы влияния, что потребуют взамен? Можно ли снижать налоги, как и когда? Учитывая то, что здесь вопрос не только в выборе стратегического направления экономической политики, но и в том, кто в результате этого усилится, а кто должен будет, может быть, уйти в отставку. Эта логика сулит много интересного для жизни и борьбы правящего класса, но мало обещает для развития страны.

Однако вряд ли все же выбор Дмитрия Медведева в качестве преемника был для Владимира Путина лишь способом потянуть время и переждать четыре года в тактическом маневрировании. Для такой задачи и фигуры бы другие нашлись, и затевать выдвижение концепции развития до 2020 г. было бы не обязательно. Значит, вполне себе можно представить, что все-таки речь идет о желании властного тандема добиться чего-то большего. Возможно, что первые шаги нового главы государства, та модель президентства, которую он демонстрирует, уже несколько раскрывают творческий замысел.

Собственно говоря, он может состоять в том, что Владимир Путин естественно будет выступать и в качестве национального лидера во взаимоотношениях с обществом, и как гарант политической стабильности, арбитр в межэлитных взаимоотношениях. Эти роли Путина, как и его премьерская функция мотора экономической политики, ни в коем случае Медведевым не оспариваются и оспариваться, наверное, не будут. С другой стороны, пакт двоецарствия о преемственности курса, скорее всего, предполагает необходимость дополнения и некоторого обновления курса именно для перехода от модели стабильности к целям развития. Вполне можно предположить, что между Путиным и Медведевым согласован некий пакет приоритетных направлений, «политических нацпроектов», по которым новый президент получил некий карт-бланш на апгрейд существующей политики.

Судя по первым шагам Дмитрия Медведева, к ним могут относиться продолжение судебной реформы, национальный антикоррупционный план, поддержка институтов гражданского общества, расширение экономических свобод и гарантий собственности, включая политику в отношении малого и среднего бизнеса, а также продолжение действий по традиционным для него приоритетам в сфере демографической, жилищной и образовательной политики. В перспективе, возможно, новый президент будет призван решить и ряд задач по ребрендингу некоторых элементов российской внешней политики.

На самом деле, существенное продвижение только по этим направлениям уже представляется нетривиальной и весьма серьезной миссией для четырехлетнего срока полномочий Дмитрия Медведева. В свою очередь, успешность такого «проектного президентства» вполне способна привести главу государства к уверенному переизбранию на пост в 2012 г.