Вектор


Безопасная честность

Теперь «Вымпелком» избежит попадания в список доминирующих сотовых компаний. Туда, согласно недавно утвержденным поправкам в закон «О связи», включают операторов с долей рынка свыше 25%. Самим операторам это пока ничем не грозит. Но проблемы могут возникнуть у их иностранных акционеров, особенно с госучастием. Им запрещено приобретать без разрешения российского правительства более 25% акций компании. Для МТС (ее доля рынка выше четверти) и ее акционеров этот запрет пока не актуален: ее единственный крупный владелец – АФК «Система» (52,8%) – не собирается снижать долю. Зато может быть доволен норвежский акционер «Вымпелкома» – Telenor (владеет 29,9%), давно мечтающая о контроле.-

В апреле доля абонентов, пользующихся связью «Вымпелкома» в России, впервые стала меньше 25%, сообщила AC&M-Consulting. Сейчас это 24,8%, тогда как в декабре 2007 г. было 29,9%. С января оператор перестал учитывать клиентов, не плативших за связь больше трех месяцев, и число абонентов в одночасье сократилось на 11,4 млн, а доля рынка – на 4,3 п. п. Но «Вымпелком» продолжал вычеркивать из базы молчунов – в частности, за апрель его российская база похудела на 166 800 абонентов.

Все равно плохо

Раньше предправления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс критиковал «Газпром» за то, что у него все хорошо, – с нефтью, медиа, энергетикой. А с газом плохо. Теперь, оказывается, и газ есть, но все равно плохо: не туда идет. Слишком много «Газпром» заботится о Европе и слишком мало – о России, считает Чубайс. Глава РАО ЕЭС не зря беспокоится о внутреннем рынке. Недавно он подписал инвестиционную программу развития энергетики на общую сумму в $187 млрд. Одним из главных рисков этой программы остается обеспечение будущих энергомощностей газом. А сам Чубайс уже не сможет выбивать топливо из «Газпрома»: с 1 июля РАО не будет.

Нерусские шины

Ярославский губернатор Сергей Вахруков в апреле написал письмо избранному президенту Дмитрию Медведеву – попросил политически поддержать строительство завода Goodyear в области (копия есть у «Ведомостей»). Медведев переправил просьбу в Минпром, чиновники которого поинтересовались мнением у «Сибура – русские шины», которая владеет Ярославским шинным заводом (ЯШЗ).

«Мы решительно возражаем» против такой господдержки планов Goodyear – это наносит прямой ущерб ЯШЗ, ответил чиновникам замгендиректора холдинга Игорь Караваев (копия его письма есть у «Ведомостей»). Льготы противоречат «действующей политике государства, направленной на развитие и стимулирование инвестиций, в первую очередь отечественных компаний». По его словам, проект Goodyear явно враждебный для «Сибура – русские шины»: новый завод иностранного инвестора наверняка будет претендовать на квалифицированные кадры и инженеров ЯШЗ.

Долгий путь в Белоруссию

Вчера в Минске президент Белорусси Александр Лукашенко встретился с владельцем «Базового элемента» Олегом Дерипаской. На встрече Лукашенко заявил, что считает перспективной реализацию совместных проектов «Русских машин» и белорусских машиностроительных предприятий, в частности, Минского автомобильного завода (МАЗ), передает «Интерфакс». По его словам, белорусская сторона получила предложения от «Русских машин» еще год назад. Но решение вопроса тормозило то, что аналогичные предложения были получены и от «Камаза». В чем они заключаются, Лукашенко не сказал.

Представитель «Камаза» подтвердил, что его предприятие, как и «Группа ГАЗ» Дерипаски, действительно вело переговоры о возможности участия в приватизации МАЗа. Но конкретных предложений от МАЗа и от правительства Белоруссии «Камазу» так и не поступило, поэтому переговоры пришлось прекратить.

«Группе ГАЗ», судя по вчерашним словам Лукашенко, повезло больше. Компания заинтересована в сотрудничестве с машиностроительными предприятиями Белоруссии, в том числе с МАЗом. Последний может дополнить линейку тяжелых грузовиков группы ГАЗ. Но если правительство Белоруссии не поторпится акционировать МАЗ или по-другому передать часть контроля над его активами, то оно может упустить свой шанс договориться с «Русскими машинами». Ведь группа ГАЗ активно ищет стратегического партнера для производства тяжелых грузовых автомобилей. Если она его найдет, то очень может быть, что сотрудничество с МАЗом станет длля группы ГАЗ неактуальным .