Частная инфраструктура

Большую часть денег на самую масштабную в истории российского правительства инвестиционную программу дадут частные инвесторы
М.Стулов

Использование пенсионных денег на госгарантии с Минфином пока не согласовывалось, вопрос будет обсуждаться, отметил замминистра финансов Антон Силуанов. Есть и альтернативный механизм бюджетных гарантий, отметил он. Для инвесторов не важно, гарантирует возврат облигаций бюджет или ВЭБ, считает экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Предварительно программа была одобрена еще правительством Виктора Зубкова. На последнем этапе работы над ней затраты государства были уменьшены, сейчас они составляют всего 35% (см. таблицу). В нынешней программе, наоборот, частных инвестиций меньше половины.

задачи программы

Среди самых крупных проектов ФЦП «Центр – Юг» (перенос железнодорожной магистрали с территории Украины на отечественную территорию, который сократит движение из Москвы на юг с 24 до 15 часов) – развитие железнодорожной инфраструктуры, московского транспортного узла. Всего будет построено 17 000 км новых дорог, реконструировано более 100 посадочных полос, аварийность на 1000 автомобилей снизится в полтора раза, рассказал на совещании в Сочи министр транспорта Игорь Левитин. Начнется реализация крупных инфраструктурных проектов – железнодорожных подходов к Усть-Луге и Приморску (около 150 млрд руб.).

«А что с проектом «Урал промышленный – Урал полярный», – перебил министра Путин. – Пока инвестфонд дал денег только на проектно-сметную документацию – как дальше строить?» Министр ответил, что 50 млрд руб. даст федеральный бюджет, помогут регионы и частные инвесторы. «А что с Москвой»? – продолжал спрашивать премьер. Столица его особенно беспокоила – прямо перед совещанием во время транспортной выставки мэр Москвы Юрий Лужков сокрушался, что еще «чуть-чуть» – и город встанет. На стендах Путина встречали красные круги и линии, символизирующие заторы и перегрузки. Москве необходимо около 80 станций метро и 135 км дорог стоимостью 4 трлн руб. Программа развития транспортного узла Москвы готова, сообщил Левитин, пообещав «защитить ее перед правительством».

Деньги частные

В последние годы резко выросли инвестиции в транспорт за счет собственных средств РЖД, крупных морских портов и аэропортов, окончательный вариант программы подчеркивает эту тенденцию, подчеркивает представитель Минтранса Тимур Хикматов. Весной только на автодороги государство предполагало потратить 8,8 трлн руб., а сейчас все госзатраты почти вдвое ниже.

Частные инвестиции в транспорт, чтобы соответствовать программе, должны вырасти с 1–2% до 4–5% ВВП, подсчитал аналитик «Тройки диалог» Геннадий Суханов.

Проекты привлекательны для инвесторов. Так, из 379 млрд руб. частных средств, которые должны быть привлечены на проект «Урал промышленный – Урал полярный» до 2017 г. (всего он стоит 543 млрд руб.), уже заключены договоры на привлечение почти половины средств – 170 млрд руб., делится гендиректор одноименного ОАО Виктор Басаргин. В развитие аэропорта «Кольцово» (Екатеринбург) только в этом году инвесторы вложат 4 млрд руб., в ближайшие 3–4 года планируется освоить еще 30 млрд руб. частных инвестиций, гордится первый замгубернатора Свердловской области Михаил Максимов.

Вряд ли удастся привлечь в инфраструктуру 7 трлн руб. частных денег, сомневается мэр Москвы Юрий Лужков: нужны культура платных дорог и нормативная база, делающая такие вложения выгодными.

Облигации и пенсии

Всего с рынка предстоит привлечь около 7 трлн руб., озабочен предправления Сбербанка Герман Греф. Часть средств дадут не стратегические, а портфельные инвесторы. Российские дороги не менее привлекательны для инвестора, чем китайские, а там 70% дорожного строительства финансируется за счет инфраструктурных облигаций. Выпускать их уже можно, но облигации должны быть гарантированы инвестфондом и Внешэкономбанком, сказала министр экономразвития Эльвира Набиуллина.

«Мы думаем об инструментах гарантирования инфраструктурных облигаций», – подхватил глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев: в управлении у ВЭБа 350 млрд руб. пенсионных средств, которые будут востребованы вкладчиками после 2020 г. Частично этот ресурс можно использовать под госгарантии, сказал Дмитриев. Путин согласился, отметив, что нужны «абсолютная гарантия вложений и гарантированная доходность».

На госгарантии могут быть в первую очередь направлены новые поступления пенсионных средств, говорит представитель ВЭБа Андрей Мазуров: в этом году это 80–90 млрд руб. В Европе инвестпроекты дают доходность, сопоставимую с российской инфляцией, отмечает он: 10–12%.

Если ставка облигаций будет на уровне 10%, они вызовут интерес у иностранных инвесторов, считает Николай Подгузов из «Ренессанс капитала».

Для инвесторов привлекательны концессии, отмечает директор по инвестициям УК «Лидер» Сергей Кербер: «Используя средства инвестфонда, часть рисков инвестора государство берет на себя».