Кому нужны истории

В Центральный каталог кредитных историй за прошлый год поступило 215 000 обращений. Это в основном граждане, интересующиеся сведениями о себе
С. Николаев

Где искать. 94

процента кредитных историй сосредоточено в пяти бюро: «Глобал пейментс кредит сервисиз», Национальном бюро кредитных историй, «Инфокредите», кредитном бюро «Русский стандарт», «Экспириан-Интерфакс»

20

процентов прирост числа запросов за квартал от граждан, ищущих через ЦККИ бюро, где находится их кредитная история

К концу 2007 г. в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ), где можно узнать, в каком именно кредитном бюро находятся сведения о конкретном заемщике, хранились данные более чем о 35 млн заемщиков (99,6% из них – физлица), говорится в годовом отчете Центробанка. Их представили 27 бюро кредитных историй.

За год число кредитных историй выросло в 2,5 раза (на конец 2006 г. их было 14 млн). А вот число обращений в ЦККИ увеличилось только в 1,5 раза – за год было обработано 275 000 обращений. Из них запросов информации о бюро, где находится та или иная история, оказалось 215 000, а 60 000 были связаны с изменением или аннулированием кода кредитной истории.

Число обращений от банков должно быть больше количества кредитных историй, занесенных в каталог, считает член правления «ВТБ 24» Георгий Горшков. Правда, банки не ищут через ЦККИ сведений о потенциальных клиентах. Небольшое число обращений в ЦККИ связано с тем, что крупнейшие игроки рынка – Сбербанк и «Русский стандарт» имеют свои кредитные бюро, считает один из банкиров. «К сожалению, не все бюро кредитных историй способны быстро обработать запрос, так что мы сотрудничаем лишь с несколькими, отвечающими нашим стандартам, – говорит предправления «Ренессанс кредита» Алексей Левченко. – Если информации о заемщике не находится, мы оцениваем его кредитоспособность самостоятельно».

У каждого банка есть одно или несколько бюро, с которыми он работает. И если он через ЦККИ узнает, что сведения находятся в другом бюро, это ему практически ничего не даст: получить сведения от этого бюро без заключения соглашения с ним невозможно, а на заключение соглашения требуется время, которого у банка и потенциального заемщика в данный момент, как правило, нет, рассказывает бывший топ-менеджер одного из кредитных бюро. Он уверен, что в основном в ЦККИ обращаются граждане, интересующиеся содержанием своей кредитной истории. Представители опрошенных вчера банков признали, что в ЦККИ за сведениями в прошлом году не обращались.

Счет обращений от банков идет на десятки тысяч в месяц, а от граждан – просто на десятки, рассказывает гендиректор бюро «Экспириан-Интерфакс» Василий Дубов. Впрочем, лишь месяц назад «Экспириан-Интерфакс» начал предоставлять такую услугу, как запрос в ЦККИ. И ежедневно таким образом банки наводят справки о нескольких тысячах заемщиков, уверяет Дубов.

Некоторые банки засылают в ЦБ несколько тысяч запросов, чтобы на основании ответов выбрать, с каким бюро начать сотрудничать, говорит гендиректор «Глобал пейментс кредит сервисиз» Олег Лагуткин.