Глобалист: Лига Маккейна


Кандидат от республиканцев Джон Маккейн снова выступил с радикальной инициативой учреждения Лиги демократий. Созданная, как обещает Маккейн, в первый год его президентства организация получит собственную военную силу, состоящую из войск НАТО, а также из сил, предоставленных новым «четырехсторонним тихоокеанским партнерством», куда войдут Австралия, Индия, Япония и США. Нет нужды уточнять, что ни Россия, ни Китай в эту лигу приглашены не будут. Маккейн желал бы исключить Россию и из G8.

Лига необходима, доказывает Маккейн, потому что в жизненно важных для США вопросах – в области борьбы с исламским терроризмом, распространения свободы, демократии и свободного рынка – США и их демократическим партнерам необходима возможность действовать без одобрения ООН (т. е. России и Китая). Другими словами, главная задача лиги – уменьшить влияние России и Китая в мире.

Доводы против этой идеи очевидны. Это способ развязать новую холодную войну между государствами, носящими ярлыки «демократий» и «автократий». Идея не только опасна, но и нелогична. Во-первых, Россия и Китай не угрожают «свободному миру» могущественной идеологией и огромными армиями, как во времена холодной войны. Российская и китайская политические системы не предназначены для экспорта. Во-вторых, среди самих демократий нет единогласия по ключевым вопросам, включая борьбу с терроризмом.

Наконец, в вопросах вроде нераспространения ядерных материалов и изменения климата США нуждаются в помощи России и Китая. Насколько реально ее получить, заклеймив Россию и Китай изгоями?

Несмотря на ошибочность своей идеи, Маккейн затронул главный на сегодня вопрос международных отношений. С одной стороны, есть те, кто верит в доктрину «живи и дай жить другим». Хотя они понимают, что некоторые системы и ценности лучше других, они не хотят подвергать мир опасности, навязывая другим свои взгляды. По понятным причинам Россия и Китай сегодня являются главными носителями этой точки зрения. Между тем корни данной идеологии уходят в глубины западной мысли, в представление о том, что любые созданные человеком институты несовершенны.

С другой стороны, есть те, кто верит, что миссия Запада – нести свет во все темные уголки планеты. Главный поборник этой идеи – США, а Маккейн сейчас ее выразитель. Он верит в Америку, как в «сияющий град на холме». Предопределенная богом миссия этой нации, по словам Маккейна, «построить прочный мир во всем мире на основаниях свободы, безопасности, процветания и надежды». Барак Обама и Хиллари Клинтон куда осторожнее Маккейна в выборе слов, но можно не сомневаться, что они разделяют его взгляды в их основе.

Среднюю между этими двумя крайностями позицию занимают нации Западной Европы, которые в целом разделяют американские ценности, но за свою историю успели постичь важность терпения и терпимости в политике. На следующем витке международных отношений именно от европейцев мы ждем обуздания американской фантазии о «сияющем граде».