Инновации: Засыпая на ходу


Вбольшинстве публикаций в отечественных СМИ об экономических перспективах российского сектора инновационных технологий почти всегда почему-то приводятся данные об объеме венчурных инвестиций. Это все равно как если бы оценка мирового автомобильного рынка делалась на основе данных о том, сколько кредитов привлекли крупнейшие автопроизводители. Вообще нет ясности, почему такой ажиотаж вокруг столь мало впечатляющих в стратегическом отношении цифр – на глобальном уровне это около $30 млрд по итогам 2007 г.

Стоит говорить непосредственно о мировом рынке продукции инновационных технологий, объем которого, по данным компании J’Son & Partners, на сегодня составляет примерно $3 трлн. В этом случае становится понятен стратегический интерес государства к инновационному сектору. Ведь если России удастся отвоевать хотя бы 5% этого рынка, получаемые доходы уже будут сопоставимы с доходами от добычи нефти и газа. Вот за такой куш действительно стоит побороться.

Основными сегментами мирового рынка высоких технологий являются биотехнологии (23%), экологические, или «чистые», технологии (7%), медицинские технологии (8%), энергосберегающие технологии (6%), разработка программного обеспечения (12%), производство полупроводников и электронной техники (44%).

Наиболее доступным для нас является сектор разработки программного обеспечения, поскольку работа в нем не требует значительных инвестиций в производственную базу, а успех в основном определяется уровнем образования и интеллекта самих разработчиков. В этом нам сомневаться не приходится. Во всем мире сегодня открыто признают, что российские программисты обладают одним из самых высоких профессиональных уровней в мире. Достаточно сказать, что уже несколько лет подряд российские команды завоевывают одно из призовых мест в главном международном конкурсе по программированию – ICPC.

Также весьма многообещающим выглядит сектор биотехнологий. В данной области у нас работает свыше 20 институтов системы РАН с общей численностью более 15 000 человек. Российские разработки по многим направлениям неоднократно признавались лучшими в мире по результатам многочисленных международных выставок и симпозиумов. Многие из этих разработок были запатентованы за рубежом, и на их основе западные компании изготавливали готовую продукцию, успешно продававшуюся на рынке.

Вхождение и создание

В реализуемой сегодня в России стратегии инновационного развития основная ставка делается на крупные госкорпорации по созданию инновационных технологий («Ростехнологии», «Роснанотех») и реализацию масштабных федеральных программ («Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы» Минобразования). Подобная тактика, несомненно, способна принести успех, подтверждением чему может послужить опыт Китая и Южной Кореи. Однако это возможно только в случае абсолютной прозрачности работы госкорпораций и реализации федеральных программ, когда понятно, какие экономические задачи ставятся и кто отвечает за их реализацию. К сожалению, в нашем случае этого не наблюдается. В экономических планах госкорпораций и федеральных программ понятным является только объем бюджета. Все остальное – общие фразы, не имеющие целевой конкретики. В качестве экономических целей госпрограмм значится не перечень создаваемых конкретных технологий и объем ожидаемой экономической прибыли, а какое-то «вхождение России в число ведущих высокотехнологических мировых государств», «создание в стране развитой научно-технологической базы» или что-то подобное.

Специалисты НАИРИТ и сотрудники РАН независимо друг от друга провели экспертизу экономической целесообразности ряда государственных инновационных программ на основании общепринятой в ЕС методики тестирования экономической целесообразности экономических проектов INNO-Policy TrendChart. Ни одна из российских программ не получила положительную оценку.

Несмотря на весьма значительные затраты, никакой практической отдачи государство не получает. В прошлом году на развитие науки и инноваций в рамках финансирования работы академических НИИ и различных федеральных и региональных инновационных программ было потрачено около $40 млрд (примерно 1 трлн руб.). В результате не было создано ни одной перспективной технологии и ни одного образца электронной техники, которые можно было бы предложить рынку. Если брать корейский опыт, то совокупный объем инвестиций в компанию Samsung составил $8–10 млрд, в результате чего Корея получила одну из крупнейших мировых высокотехнологических компаний. У нас же потрачено в четыре раза больше – и ничего.

Одновременно с этим государством реализуется комплексная программа поддержки независимых инновационных компаний. Создано два венчурных фонда с государственным участием – Российская венчурная компания и Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий. В их задачу входит финансирование наиболее перспективных инновационных проектов. Создается система отечественных технопарков. То есть формируется цивилизованная инновационная инфраструктура.

Однако эта инфраструктура будет бесполезной, если не научить российских инноваторов ею пользоваться. Необходимо повернуть отечественных разработчиков к существующим реалиям высокотехнологического рынка, к которому они сейчас стоят спиной. Зарубежный инноватор разрабатывает то, что нужно; российский занят тем, к чему лежит душа, и потом пытается свою идею пристроить. Российские ученые варятся в своей экономической среде и, как правило, не в курсе существующих технологических потребностей экономики. В итоге получается, что генерируемые ими прекрасные идеи не могут быть реализованы на практике.

Кулибины и реальность

Как правило, на мировом рынке заказы на технологические разработки распределяются на основании открытых конкурсов, куда отечественные ученые могли бы обратиться со своими идеями. Проблема в том, что инноваторы не имеют об этих конкурсах информации. Сейчас НАИРИТ реализуется проект по созданию социальной интернет-сети «Кулибин», которая будет содержать информацию обо всех проводимых в мире инновационных конкурсах, с тем чтобы российские инноваторы могли предложить на них свои разработки. Даже если их предложения не будут приняты, они по крайней мере поймут, в каком направлении им нужно двигаться.

Также в рамках «Кулибина» будет создана национальная библиотека инновационных проектов – электронная база данных, включающая в себя все перспективные инновационные разработки российских специалистов. Создание библиотеки сделает наглядными возможности российского инновационного сектора, который является пока непрозрачным для венчурных инвесторов. Именно со стороны представителей венчурных фондов сейчас слышны жалобы на отсутствие перспективных проектов, достойных инвестиций. За все время работы венчурные фонды проинвестировали всего несколько десятков небольших проектов, представляющих в основном интернет-сервисы или разработки компьютерных игр.

Ну а третьей задачей сети будет обучение в удаленном режиме методикам организации инновационных проектов и управления ими, а также основам работы с венчурными фондами в рамках привлечения венчурных инвестиций.

Таким образом, сочетание политики развития инновационных госкорпораций (при обеспечении их прозрачности и экономической эффективности) и поддержки независимых инновационных коллективов является оптимальным. Не оптимальными являются только темпы реализации этой политики. За 3,5 года с момента объявления Владимиром Путиным на знаменитом совещании в Новосибирске стратегии «инновационного курса» реально не заработали ни государственные венчурные фонды, ни госкорпорации, ни федеральные программы развития инновационных технологий. За это время страну покинуло около 20 000 научных специалистов, не нашедших возможности реализовать свои идеи на родине. Причем в основном это были представители столь необходимой для инновационного сектора научной элиты, способные не выполнять типовую научную работу, а выдвигать новые революционные идеи, двигающие науку вперед. Если так пойдет и дальше, последствия нашей неспешности будут сравнимы со взрывом нейтронной бомбы. Когда будут стоять огромные комплексы технопарков, но в них некому будет работать.