Мало кредитов

В начале года Россия получила почти вдвое меньше прямых инвестиций из-за границы, чем год назад, – $5,6 млрд, сообщил Росстат
С.Портер

Рекордсмен – электроэнергетика: инвестиции и кредиты отрасли выросли в 20 раз. В январе – марте немецкая группа RWE купила (при участии российской компании «Синтез») ТГК-2 за $770 млн, компания Fortum – ТГК-10 за $3 млрд, напоминает Ирина Филатова из «Брокеркредитсервиса». К 1 июля, до конца реформы РАО ЕЭС, в отрасль поступит еще около $6 млрд, считает Филатова, в том числе $5 млрд за ОГК-1. Энергетика еще долго будет «инвестиционным драйвером», уверен Миронов. Инвесторов привлекает ожидаемый дефицит электроэнергии: только в Центральном округе спрос к 2020 г. возрастет в 1,8 раза.

Почти четырехкратное падение инвестиций и кредитов ТЭКу ($2,2 млрд против $8,4 млрд годом ранее) может быть связано с прошлогодней сделкой «Газпрома» по выкупу контрольного пакета акций Sakhalin Energy у Shell, Mitsui и Mitsubishi за $7,45 млрд, не исключает Константин Батунин из Альфа-банка. Возможно, эта сделка проводилась через голландскую дочку газовой монополии.

Росстат по итогам I квартала 2008 г. насчитал втрое меньше прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в нефинансовый сектор, чем Центробанк ($5,6 млрд и $17 млрд соответственно). При этом, по данным Росстата, ПИИ сократились на 42,8% по сравнению с началом 2007 г. По оценке ЦБ, они выросли на 6,3%.

Данные Росстата и ЦБ расходились и раньше: так, по итогам 2007 г. ЦБ зарегистрировал $45,1 млрд ПИИ, а Росстат – $27,8 млрд, в 2006 г. – $29,9 и $13,7 млрд соответственно. Но тогда разница не была столь велика. Статведомство не учитывает покупку иностранными акционерами пакетов акций на вторичном рынке.

Снижение притока ПИИ, по Росстату, произошло из-за почти семикратного падения кредитов от зарубежных совладельцев ($1,1 млрд против $7,4 млрд в январе – марте прошлого года, см. таблицу). Тогда, в начале 2007 г., кредиты превысили уровень начала 2006 г. в 14,8 раза.

Напротив, взносы в капитал выросли в 2,1 раза (год назад – рост всего на 13,5%).

Снижение объема кредитов вызвано проблемами не российских компаний, а их иностранных совладельцев, думает Олег Солнцев из ЦМАКП: сказалась турбулентность мирового финансового рынка. А рост взносов в капитал может говорить о стремлении инвесторов обеспечить надежность вложений, рассуждает Валерий Миронов из Центра развития: совладелец рискует меньше, чем кредитор. Предприятия вынуждены соглашаться на продажу дополнительных долей иностранным инвесторам из-за ухудшения условий кредитования, добавляет Миронов.

Резко сократились вложения в добычу и торговлю, возросли – в обрабатывающую промышленность, строительство, операции с недвижимым имуществом.

Инвестиции и кредиты из Нидерландов ($3,4 млрд) были втрое меньше, чем годом ранее. Прошлогодний приток можно объяснить только офшорными сделками, согласен Миронов. Это был разовый статистический перекос, а теперь инвестиции и займы вернулись к тренду.