Якунин мечтает доехать до биржи

«Российские железные дороги» (РЖД) через три года могут продать на бирже до 25% минус 1 акция, за которые рассчитывают получить до $25 млрд
М.Стулов

Впервые о возможности IPO монополии президент РЖД Владимир Якунин заявил в октябре прошлого года. Никаких параметров он тогда не обозначил, и лишь президент ВТБ Андрей Костин высказал мнение, что за 20% акций РЖД сможет привлечь 300 млрд руб. Оценка Костина оказалась заниженной, констатирует руководитель аналитического департамента «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. На тот момент она соответствовала оценке всей компании в $50 млрд или около $65 млрд в пересчете на сегодняшний курс доллара, посчитал он. Нынешняя оценка вполне адекватна, говорит он, хотя за три года РЖД может и подрасти в цене. Сейчас только две российские компании стоят дороже $100 млрд – «Газпром» ($364 млрд, вчера в РТС) и «Роснефть» ($120 млрд).

«Российские железные дороги»

железнодорожный оператор. Пассажиропоток – 1,3 млрд пассажиров (2007 г.). Грузопоток – 1,34 млрд т. Выручка – 975,6 млрд руб. (2007 г., РСБУ). Чистая прибыль – 84,5 млрд руб. Владелец – 100% акций у государства.

РЖД обсуждает возможность проведения IPO через три года, объявил вчера старший вице-президент монополии Федор Андреев. По его словам, компания рассчитывает разместить на бирже до 25% минус 1 акция и привлечь до $25 млрд. Он подчеркнул, что эти параметры предварительные: «РЖД лишь проводила консультации с рядом ведущих банков». А оценка компании в $100 млрд исходит из текущих финансовых показателей: за основу брался в первую очередь показатель EBITDA – 300 млрд руб. в 2007 г., уточнил Андреев. Банки, которые оценивали монополию, он не назвал. Подготовка к размещению, на которое РЖД понадобится одобрение правительства и Госдумы, займет не менее трех лет, сказал Андреев Reuters.

Объективная оценка РЖД зависит от того, как рынок оценит «дочки» монополии – «Траснконтейнер», Первую грузовую компанию и др. в ходе IPO – ведь они составляют 20–30% от стоимости активов компании, добавляет Шаго. Первое IPO должен провести в октябре этого года «Трансконтейнер». Предварительные параметры уже появились – этой осенью РЖД выставит на продажу на российских площадках 15–20% акций оператора, а в 2009 г. – еще 15% в Лондоне, сообщил Андреев. Предварительно банки-организаторы (это Morgan Stanley и «Тройка диалог». – «Ведомости») оценили компанию в $3,2–3,4 млрд, рассказал он «Ведомостям». То есть от первого размещения «дочки» РЖД хотела бы выручить от $480–680 млрд.

Деньги от IPO РЖД удачно вписались бы в инвестпрограмму компании, говорит источник в РЖД, ведь предельный размер чистого долга монополии – 700 млрд руб. Сейчас долг составляет около 160 млрд руб., т. е. занять можно еще 400–500 млрд руб. А программа развития железнодорожного транспорта до 2030 г. предусматривает собственные инвестиции компании на сумму около 5,7 трлн руб. Эксперты от идеи IPO в восторге – акции РЖД при адекватной оценке вызовут ажиотаж среди инвесторов, как российских, так и иностранных, говорят директор аналитического департамента Unicreit Aton Стивен Дашевский и Шаго.