Анатомия здания: Офис в спортивном стиле
В советских кинофильмах сотрудники многочисленных НИИ в перерыв играли в настольный теннис – в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» вокруг стола для пинг-понга выстроена сюжетная линия. В современных московских офисных центрах все иначе: их владельцы предпочитают получать выгоду с каждого квадратного метра, поэтому даже столов для пинг-понга в большинстве бизнес-центров нет. В редких случаях в офисных центрах можно встретить полноценный фитнес-клуб, но тогда речь идет уже об отдельном элементе инфраструктуры, чаще всего открытом для посетителей со стороны.В московских офисах места для тех или иных спортивных игр обычно не предусматриваются, «так как это требование не входит в классификацию зданий и является потерей площади для девелопера. Более того, мало компаний оборудуют такие помещения в своих офисах: иногда – по причине дороговизны, но чаще – потому что руководство не видит в офисном спорте никакого смысла», говорит исполнительный директор компании «РДР-Холдинг» Георгий Кузин. По словам директора по развитию Swiss Realty Group Ильи Шершнева, «при текущих ставках аренды собственный спортзал в офисе – непозволительная роскошь».
Набор возможностей
Размещение спортивной инфраструктуры в современных офисах, по словам большинства экспертов, невыгодно. Примеров противоположного подхода мало. Хотя, как правило, требуются минимальные затраты по площади.
«Иногда в офисах отводятся помещения для спортивной активности сотрудников, как правило, это касается тех компаний, которые занимают площади в зданиях старой постройки. К примеру, в рекламном агентстве, которое располагается в одном из старых зданий в центре Москвы, для сотрудников были организованы занятия фитнесом непосредственно в офисе», – рассказывает руководитель отдела коммерческой недвижимости Vesco Consulting Кира Бутба. В данном случае занятия проводились по утрам и вечерам в помещении для совещаний, оборудованном зеркалами. «В крупных компаниях, где работает более 150–200 человек, не всегда можно обойтись подобным вариантом. В данном случае целесообразнее отводить отдельное помещение, специально предназначенное для занятий спортом. Это может быть большой зал, совмещающий в себе тренажеры и зону для фитнеса, где также можно поставить стол для пинг-понга, что позволит охватить интересы всех сотрудников», – говорит эксперт.
По словам аналитика ИК «Финам» Татьяны Меньковой, иногда в офисах можно встретить велотренажеры, боксерские груши. Полноценные тренажерные залы встречаются редко. «Можно на небольшой площади, до 100–150 кв. м, поставить бильярдный стол, пару столов для пинг-понга, мини-гольф, чтобы сотрудники могли расслабиться после работы или в обеденный перерыв. Тут все зависит от политики компании», – считает директор по маркетингу и региональному развитию GVA Sawyer Дмитрий Сазанчиков.
По словам руководителя департамента консалтинга компании Blackwood Ольги Широковой, существует несколько вариантов организации помещений для спортивного досуга в офисе. «Во-первых, это создание спортивного зала на арендуемой или приобретенной офисной площади. Такие помещения, как правило, закрыты для посторонних и предназначены исключительно для сотрудников компаний», – говорит эксперт. По ее словам, размещение полноценного фитнес-центра, тренажерного зала или бассейна, принадлежащих собственнику офисных помещений, возможно в случае build-to-suit – строительства объекта «под себя».
Во-вторых, как отмечает эксперт, в случае аренды или приобретения офисных помещений в бизнес-центре арендатор может пользоваться услугами фитнес-центров, расположенных в самом БЦ или поблизости. По данным Широковой, фитнес-клуб, как правило, могут позволить себе только крупные бизнес-центры, так как в среднем на него отводится около 1000 кв. м площади. Как отмечает Татьяна Менькова, помимо необходимости выделения площади девелоперу придется раскошелиться на оборудование и персонал. «Это дополнительные затраты, которые будут востребованы не всеми арендаторами. Для большинства компаний такая инфраструктура будет излишней», – говорит эксперт. Прежде всего, по ее словам, само по себе оборудование для фитнес-центра может стоить до $100 000–300 000, а затраты на помещение обойдутся еще в $600 000–800 000 в год. «Придется тратить как минимум $1 млн в год. Большинство сотрудников предпочтут, чтобы эти деньги были направлены на усиление их социального пакета, а место для занятий спортом они выберут сами», – резюмирует эксперт. Поэтому, как правило, компании предпочитают решать проблему спортивного досуга своих работников другими способами.
«В нашем офисе не предусмотрено каких-либо спортивных тренажеров, зато на ближайших к нашему офису улицах расположено довольно много фитнес-клубов как общего характера, так и специализированных, например танцевальных центров, секций йоги и проч.», – говорит руководитель отдела офисной недвижимости компании Praedium Юрий Юдаков. По его словам, внутри офиса полноценные площадки и залы предусматриваются крайне редко. «Чаще это бывают какие-то отдельные элементы: стол для пинг-понга, баскетбольное кольцо. Хотя в условиях довольно высокой арендной платы за качественные офисные помещения даже такие спортивные элементы скорее редкость», – говорит он.
«В нашем офисе спортивная инфраструктура отсутствует»,– вторит гендиректор Prime City Properties Сергей Колегов. Более того, по его словам, в его многолетней практике не встречались компании, которые готовы организовывать собственные спортивные зоны.
Использование настольного тенниса как основного вида спорта в офисах сохранилось еще с советских времен. Например, в компании «Авикомп Сервиз», специализирующейся на высоких технологиях, есть и столы для пинг-понга, и спортивный зал. Однако это оборудование и помещение не принадлежат компании и она его не арендует. Столы относятся к ведению Академии госслужбы, где снимает офис компания, и ее сотрудники обязаны вносить за использование столов почасовую оплату. В современных офисных помещениях, особенно на арендуемой площади, устанавливать такие столы невыгодно.
Длина стола для пинг-понга – 2,74 м, а ширина – 1,525 м, к этому необходимо добавить как минимум 0,5 м с каждого края. В итоге только на один стол надо 6 кв. м, которые обойдутся при арендной ставке в $1000 за 1 кв. м в год в ежегодные $6000, т. е. $500 в месяц. Если компания небольшая, арендуемая ею площадь может составлять всего около 100 кв. м, и потеря 6 кв. м для нее существенна. Ведь на этом пространстве можно разместить еще одно рабочее место, оборудованное компьютером, или установить полезную оргтехнику.
А от дартса, по мнению участников рынка, могут пострадать мониторы, поэтому метать дротики лучше в отдельном помещении. Что касается мини-гольфа, то играть в него можно и в коридоре, используя вместо лунки пластиковый стаканчик от кулера. Набор для мини-гольфа, умещающийся в футляре, стоит около 2000 руб. Но специализированные площадки для мини-гольфа устраивают редко, и в России этот вид офисного спорта пока не слишком популярен.
А для обустройства, например, баскетбольной площадки во дворе надо использовать как минимум пространство пяти машино-мест. Учитывая высокую стоимость аренды машино-мест – не менее $300 в месяц, ежемесячно владелец здания будет терять как минимум $1500, а ежегодно – $18 000. Еще такую площадку необходимо огородить, чтобы мяч не повредил припаркованные машины. В общем, непросто все со спортом.
Компании, не заинтересованные в создании спортивной инфраструктуры на своем офисном пространстве, предлагают своим работникам частичную или полную оплату услуг сторонних фитнес-центров. «Работник может получить скидку при самостоятельной оплате услуг фитнес-клуба или полностью оплаченную карту», – рассказывает гендиректор компании «Миэль – Коммерческая недвижимость» Андрей Бушин.
Сотрудники корпорации Mirax Group могут на специальных условиях посещать Sky Club – собственный фитнес-клуб корпорации в ЖК «Золотые ключи – 2». Кроме того, планируется также открыть корпоративные отделения Sky Club на других объектах Mirax Group – для сотрудников. «У Mirax есть собственная спортивная ассоциация – Sky Sport, которая ежемесячно проводит корпоративные турниры по футболу, волейболу. Месяц назад, например, на собственном футбольном поле прошел чемпионат по мини-футболу, в котором приняли участие 12 команд», – рассказывает директор по развитию спортивных направлений Mirax Group Кирилл Маслиев.
«Создание спортивных помещений на собственных площадях имеет смысл, только когда в компании работает не менее 1500 человек, которые способны составить клиентскую базу фитнес-центра, или в случаях, когда корпоративные правила предусматривают обязательное их посещение», – считает Андрей Бушин. Но он таких примеров не знает. Хотя в качестве арендаторов в бизнес-центрах операторы фитнес-клубов встречаются достаточно часто, ориентируясь как на работников здания, так и на посетителей со стороны.
Бизнес плюс фитнес
«Спортивная инфраструктура в составе офисного объекта выступает дополнительным преимуществом и способствует поддержанию тонуса сотрудников компаний, позволяя, например, сыграть в теннис в перерыве. Установка только лишь силовых тренажеров в офисе нецелесообразна, поскольку в течение рабочего дня сложно уделить время таким занятиям, а до или после работы предпочтительнее воспользоваться услугами профессиональных фитнес-центров», – рассуждает Андрей Бушин. По его мнению, продуманная концепция офисного комплекса, в составе которого присутствует спорткомплекс, может быть успешной.
«Полноценные спортивные клубы часто входят в состав многофункциональных комплексов, в которых располагаются офисы. Сотрудники просто приобретают абонемент и посещают их в свободное от работы время. В самих офисах фитнес-центры, спортивные залы встречаются крайне редко по ряду причин. Оборудование такого зала – это довольно затратное мероприятие, и немногие работодатели идут на то, чтобы таким образом расходовать офисное рабочее пространство. Кроме того, эксплуатация зала также требует соблюдения определенных технических, медицинских и гигиенических норм», – рассказывает Юрий Юдаков.
По словам Сергея Колегова, также многие современные бизнес-центры развивают инфраструктуру не только за счет банков, ресторанов, торговых галерей, но и за счет размещения фитнес-центров. «К примеру, в бизнес-центре «На Спартаковской» желающие могут воспользоваться спортивным клубом, в котором оборудованы два теннисных корта и спортивная площадка для игр в баскетбол и мини-футбол. На этих кортах проходят теннисные турниры «Большая шляпа», «Кубок ММБА», «Кубок НАУФОР». А деловой центр «Ситидел» включает в себя фитнес-центр с бассейном и зоной SPA», – рассказывает эксперт.
По данным участников рынка, фитнес-центрами могут пользоваться арендаторы таких комплексов, как «Смоленский пассаж», «Ситидел», «Романов двор», «Северная башня», бизнес-центра «Рига Лэнд», Central City Tower I, «Нефтяной дом» и др. «Расположение фитнес-центра в офисных зданиях выгодно для операторов таких заведений. В бизнес-центрах обычно сосредоточено большое количество потенциальных посетителей фитнес-клубов – это, как правило, люди со средним и выше среднего уровнем дохода. Кроме того, посещение фитнеса сразу после работы удобно. С другой стороны, владельцы бизнес-центров охотно идут на сотрудничество с фитнес-центрами – это улучшает инфраструктуру объекта», – рассказывает пресс-секретарь ГК МИАН Светлана Фуфаева.
Но, как правило, клиентская база полноценного фитнес-центра в зависимости от целевой аудитории и полезной площади, как правило, насчитывает от 1500 и выше человек, ни одно офисное здание не может обеспечить такую проходимость, считает Светлана Фуфаева. По словам Сергея Колегова, часть девелоперов предпочитают, чтобы спортивной инфраструктурой пользовались только сотрудники компаний, арендующих офисы в бизнес-центре. Например, по его словам, в бизнес-центре «Даев Плаза» спортивный клуб был закрыт для посторонних посетителей, но оказалось, что данная схема нерентабельна.
Стоимость абонемента в открытых для посетителей со стороны фитнес-центрах достаточно высока. В частности, по данным Дмитрия Сазанчикова, в клубе «World Class Романовъ» в «Романовом дворе» стороннему клиенту придется заплатить 135 000 руб. за годовой абонемент, в фитнес-центре Reebok в офисном центре «Северная башня» – 70 000 руб., а в «Нефтяном доме» – 65 000 руб.
Несмотря на общее позитивное отношение экспертов к спортклубам в офисах, некоторые участники рынка придерживаются иной точки зрения. «Полноценные фитнес-центры в офисных зданиях бывают нечасто. Это слишком затратный вид инфраструктуры, потому что профессиональный фитнес-центр, особенно с бассейном, требует больших площадей, определенной высоты потолка, дополнительных систем кондиционирования и вентиляции, нагрузки для перекрытий. Он может быть только в специально спроектированном помещении», – считает Георгий Кузин.
«Такие комплексы редки. В обычном бизнес-центре может быть небольшой зал для арендаторов или полноценный фитнес для всех желающих. Это делается девелопером для улучшения имиджа бизнес-центра с конечной целью максимизации аренды офисных помещений», – говорит эксперт. В целом, по словам Георгия Кузина, можно провести параллель между объектами инфраструктуры в жилых и офисных комплексах. «В обоих случаях эти комплексы эффективны только на больших объектах и при работе с посетителями со стороны. Они слегка улучшают имидж объекта и не приносят большой прибыли. Именно поэтому их так мало в бизнес-центрах. Период увлечения такой инфраструктурой в элитном жилье был лет 5–10 назад, но быстро прошел», – говорит эксперт.
Перспективы спорта
В целом Георгий Кузин отмечает две тенденции. «Во-первых, сами компании все больше и больше заботятся о сотрудниках. Особенно это касается фирм, где много «дорогих» сотрудников, от деятельности которых многое зависит, например, в сфере консалтинга. Там персоналу объективно необходима разрядка. В таком случае в офисе может быть установлен бильярд, стол для пинг-понга, и в этом есть смысл», – говорит эксперт. Во-вторых, другой тенденцией, по его словам, является укрупнение на рынке офисных объектов и расширение инфраструктуры, среди которой может быть и фитнес-центр. «Перспективы в данном случае можно оценить как самые многообещающие, в том числе в связи с тем, что здоровый образ жизни становится в России все более популярным», – отмечает Юрий Юдаков.
Более того, по мнению Татьяны Меньковой, возможность организации спортивной активности в непосредственной близости от рабочего места становится одним из основных требований к современным офисным зданиям. «Вероятно, что тенденция к включению в состав бизнес-центра помещений для занятий спортом сохранится», – прогнозирует она.