Ориентиры: Пересядут все

Столичные власти намерены радикально увеличить количество горожан, пользующихся городским транспортом.

По данным фонда «Обществен-ное мнение», 99% москвичей, 91% жителей российских мегаполисов и 61% жителей больших городов считают, что на улицах много пробок. По мнению подавляющего большинства опрошенных (96%, 91% и 72% соответственно), заторов на дорогах в последние годы стало больше.

В Белокаменной, по расчетам специалистов, не хватает около 300 км дорог, их возведение и ремонт не поспевают за стремительным ростом частного автопарка, который за постсоветские годы увеличился почти в 14 раз.

Столичные чиновники понимают, что запреты на въезд в разные части города проблемы не решат. В НИИ генплана и мэрии намерены в ближайшее время сократить поток легкового автотранспорта на улицах, пересадив часть владельцев машин на метро, трамвай, троллейбус и автобус. По их расчетам, облегчения или хотя бы стабилизации обстановки на улицах возможно достичь, если городским транспортом будет пользоваться 70–75% москвичей и гостей столицы.

Насколько реальны эти планы и сможет ли их реализация разгрузить столичные дороги? До сих пор нет точных данных об объеме перевозок. Метрополитен, по информации на сайте www.mosmetro.ru, перевозит 57% столичного пассажиропотока, Мосгортранс заявляет на www.mosgortrans.ru о 47%. Если прибавить к этому 8% пассажиров, которых, по словам Юрия Лужкова, обслуживают курсирующие в черте города электрички, в сумме получится... 112%. И это не говоря уже о такси и вездесущих маршрутках. Одно ясно: речь идет о громадных потоках людей. Если сложить только данные с официальных сайтов московского метро и Мосгортранса, получается более 20,5 млн человек.

Сравним с Парижем и его пригородами: компания RATP, управляющая метро и наземным транспортом во французской столице, сообщает о 10,2 млн пассажирах в день, которых перевозят метро, автобус, трамвай и поезда RER – электрички, которые соединяют между собой пригороды, а в черте города дополняет метро. Но к этому числу следует прибавить почти 3 млн человек, которых перевозят три линии RER, управляемые национальным обществом железных дорог.

В Москве насчитывается 5100 автобусов, 1300 троллейбусов и 700 трамваев, ежедневно на линии выходит более 500 поездов метро. В Париже парк наземного транспорта выглядит скромнее – 4100 автобусов и 80 трамвайных поездов. Во французской столице в метро работает почти 700 поездов, свыше 350 поездов RER. Однако поезда парижского метро значительно короче московских – в них, как правило, всего пять вагонов.

Если считать, что средний поезд столичного метро состоит из семи вагонов, то получается, что на единицу подвижного состава в Москве приходится более 2000 пассажиров в день. В Париже нагрузка несколько ниже – около 1700 человек на единицу, на наиболее напряженных ветках RER используются двухэтажные вагоны.

По данным французской социологической компании TNS-Sofres, опросившей жителей парижского региона, 68% респондентов положительно оценивают работу общественного транспорта, отрицательно – всего 24%. Они считают его удобным и безопасным. Но вот что любопытно: при меньшей загрузке и более рациональном устройстве городского транспорта (в Париже достаточно хордовых линий метро, позволяющих доехать с одной окраины на другую, минуя центр) популярность городского транспорта не настолько велика, как это можно было бы ожидать. По данным TNS-Sofres, чаще одного раза в неделю метро, автобус и RER используют 46% жителей парижского региона, еще 25% пользуются им 1–2 раза в месяц.

Но даже если московские автобусы, троллейбусы и вагоны метро будут столь же удобными, как парижские, а новые линии подземки будут не простым продолжением старых, увеличивая давку в центре, а соединят вместо маршруток и автобусов окраины, в том числе и лежащие за пределами МКАД, это не намного сократит трафик частных автомобилей по городу.

Дело в том, что москвичи, частенько ругающие городские автобусы, троллейбусы и метро за их неудобства и переполненные салоны, и так пользуются городским транспортом чаще парижан. По данным опроса фонда «Общественное мнение», общественным транспортом часто пользуются 62% москвичей, редко – 29%, 9% – никогда.

Ситуацию, наверное, можно изменить. Чиновники могут подкрепить свой призыв к горожанам ездить на городском транспорте личным примером. В этом случае выделение специальных полос для движения автобусов и троллейбусов и модернизация парка общественного транспорта будут иметь смысл. Наконец, сократится количество автомобилей с мигалками и VIP-кортежей, перекрывающих и без того забитые до отказа московские улицы.