Из торгового центра – в стрит-ритейл

В 2008 г. на ростовском рынке качественной торговой недвижимости не появилось ничего нового. Девелоперы отодвигают сроки сдачи, операторы торговых центров открывают бутики

На I квартал 2009 г. намечена сдача ТЦ «Шоколад» (70 000 кв. м, ГК «Мир Комвек»). Часть комплекса займет компания «Седьмой континент», которая откроет в нем гипермаркет под брендом «Наш гипермаркет» площадью 12 500 кв. м, сообщила руководитель пресс-службы «Седьмого континента» Екатерина Лесина. Идет строительство ТЦ «Золотой Вавилон» («Патеро девелопмент», ADM Group, 78 000 кв. м). Анонсированы комплексы Park House (ГК «Время», 102 000 кв. м), «Самолет» (Roseli Development, 100 000 кв. м), «Галион» («Промсвязьнедвижимость», 48 000 кв. м).

Торговые площади Ростова в январе – мае 2008 г. вяло прибавлялись за счет перевода квартир в нежилой фонд и строительства районных торговых павильонов, говорит специалист АН «Титул» Владимир Литвинов. Действующие торговые комплексы расширяются: «Горизонт» пристраивает галерею площадью 5000 кв. м (ее открытие намечено на ноябрь), в «Вавилоне» летом начнется реконструкция развлекательного центра и бутиков – для привлечения более качественных арендаторов. Сроки сдачи более крупных объектов пересматриваются девелоперами. Местные риэлторы говорят, что появления нового качественного предложения на рынке торговой недвижимости Ростова следует ждать не ранее 2009 г.

Концерн «Единство» перенес срок сдачи ТРК «Мегамаг» (100 000 кв. м) на I квартал 2009 г. По плану магазин должен был открыться осенью 2008 г. По словам гендиректора концерна «Единство» Валентины Полевиченко, транспортная доступность комплекса должна значительно увеличиться после окончания строительства моста через реку Дон на ул. Сиверса – тогда из центра города до него можно будет доехать за 5–7 минут.

«Росевродевелопмент» также сдвинул на 2009 г. вместо ранее обещанного 2008 года ввод в эксплуатацию ТРЦ Fashion Center (14 000 кв. м). ГК «Вестер», планировавшая начать строительство ТРК «Гранд Ростов» (100 000 кв. м) в I квартале 2008 г., все еще занимается оформлением документации на землю, а ТРЦ «Кит» (50 000 кв. м) екатеринбургской «Кит-кэпитал» уже несколько лет остается на стадии фундамента.

Руководитель дирекции по связям с общественностью группы «Вестер» Римма Ремизова объясняет задержку тем, что «оформление документации на землю – длительный процесс» и назвать точную дату начала строительства не представляется возможным. PR-менеджер «Кит-кэпитал» Елена Покровская говорит, что сроки сдачи ростовского объекта сдвинутся, так как «строительство – большой и многогранный процесс».

Сейчас общий объем торговых площадей Ростова-на-Дону специалисты консалтинговой компании DTZ оценивают в 1,25 млн кв. м, но только 360 000 кв. м – качественные.

90% клиентов традиционно ищут место под магазин во встроенных или отдельно стоящих помещениях в центре города, отмечает Литвинов. По его словам, многие бренды сначала занимают место в крупных ТЦ, а потом ищут место в стрит-ритейле. Гендиректор ТРК «Горизонт» Дан Полонский объясняет, что наличие бутика на центральной улице – элемент их стратегии. Среди брендов, которые сначала пришли в «Горизонт», а потом открыли собственный магазин, – Savage, Promod, Carlo Pazolini, Accessorise, приводит пример Дан Полонский.