Свободных мест нет

В 2008 г. в Санкт-Петербурге девелоперы обещают ввести 0,7 млн кв. м качественных торговых площадей. Пока что из-за их дефицита арендаторы платят повышенные ставки

В 2008 г., судя по заявлениям девелоперов, совокупная площадь торговых объектов вырастет на 0,7 млн кв. м – до 3,9 млн кв. м. Пока что, по данным Colliers International, в январе – мае 2008 г. было введено 152 600 кв. м. Крупнейшие из введенных – первая очередь ритейл-парка «Северный молл» (34 000 кв. м, Meinl European Land) и ТРК «Атлантик сити» (75 000 кв. м, СК «Атлантик»).

Основной ввод площадей в торговых центрах происходит во втором полугодии – девелоперы стремятся сдать объекты к предновогоднему пику продаж, объясняет Роман Уревич из Praktis CB. «Knight Frank Санкт-Петербург» прогнозирует на II–IV кварталы 2008 г. ввод в эксплуатацию более 30 торговых центров общей площадью 664 700 кв. м (GLA – 485 900 кв. м). Основными из них станут ТРК «Словацкий дом» (101 000 кв. м, ГК «Ташир»), «Лето» (107 761 кв. м, «Система-галс Северо-Запад»), вторая и третья очереди ТРК «Сити молл» (115 000 кв. м, «Макромир»).

На конец I квартала 2008 г. общая площадь действующих торговых объектов составила 3,28 млн кв. м, по данным Colliers International.

Распределены торговые центры по районам неравномерно, говорят консультанты. Больше всего их в спальном и густонаселенном Приморском районе. Обеспечен качественными магазинами и Московский район. Мало, по мнению Романа Евстратова, замдиректора департамента Colliers International, торговых площадей в Центральном районе и на Васильевском острове. Он объясняет это тем, что «свободные пятна под строительство ТЦ найти практически невозможно». Для девелоперов более привлекательными являются окраинные районы (Приморский, Московский, Выборгский) с большими территориями под застройку, там объем торговых площадей будет только расти, утверждает Вероника Лежнева, старший аналитик Jones Lang LaSalle.

По словам Уревича, качественные площади пока составляют половину от общего количества магазинов Санкт-Петербурга и введены в последние 2–3 года. «Комплексы с более ранними сроками открытия не соответствуют стандартам, нуждаются в обновлении и непривлекательны для арендаторов», – утверждает эксперт.

Из-за недостатка качественных площадей действующие и вводимые торговые комплексы демонстрируют высокий коэффициент наполняемости, резюмирует Лежнева. Сейчас заполняемость торговых центров в среднем составляет 95–97%, утверждает Евстратов.

По оценке руководителя отдела торговой недвижимости «Knight Frank Санкт-Петербург» Арины Сендер, доля вакантных мест в торговых центрах составляет 4–6%. В успешных торговых центрах («Гранд каньон», «Сенная») свободно 2–3% площадей, в недавно введенных («Атлантик сити») – около 20%, «но заполнение оставшихся площадей происходит довольно быстро», добавляет Уревич. Уже на момент официального открытия торговых центров договоры аренды обычно подписаны на 90% площадей, хотя покупателей принимают не более половины магазинов, подтверждает Лежнева.

Как результат – площади в качественных ТЦ становятся для арендаторов все дороже. За год, с мая 2007 г. по май 2008 г., ставки выросли в среднем на 4–8% для якорных арендаторов и на 17–20% – для бутиков, говорит Евстратов. Уревич прогнозирует в 2008 г. рост арендных ставок на уровне 10–12%.

По оценке «Knight Frank Санкт-Петербург», сейчас базовые арендные ставки для якорных арендаторов составляют $100–500 за 1 кв. м в год, для торговой галереи – $500–2500.