Глобалист: Сани летом


Умение верно оценивать риски и заблаговременно готовиться к будущим трудностям – один из главных критериев профессионализма любых управленцев. О качестве властей российских городов, например, можно судить по ежегодным трудностям с уборкой снега, которые обычно возникают после первого снегопада. Ближе к зиме в России выпадает снег, не так ли?

На прошлой неделе Украина, став членом ВТО, обратилась в секретариат этой организации с заявкой о проведении двусторонних переговоров с Россией по условиям вступления в ВТО нашей страны, которое безнадежно затянулось из-за недостаточного профессионализма наших переговорщиков (маскируемого под идею «защиты экономических интересов России»). Было давно известно и о том, что Украина имеет все шансы раньше нас вступить в ВТО, и о том, что украинцам есть о чем поговорить с нами по проблемам внешнеторговых барьеров (например, о многочисленных ограничительных мерах в отношении украинского импорта – скажем, металлопродукции). Вступление России в ВТО может окончательно оказаться под вопросом. При этом недопустимость затягивания переговоров по ВТО с учетом украинского фактора была очевидной – тем не менее затянули.

Сейчас Россия заявляет, что не допустит вступления в НАТО Украины и Грузии, повторяя ошибку, допущенную в ходе прошлых волн расширения альянса. Тогда мы сосредоточивали усилия на безнадежном противостоянии самому факту расширения, не готовясь к тому, что мы будем делать, когда НАТО все равно расширится. Вместо того чтобы создавать ненужный шум, нам нужно начать перестраивать политику в области обороны и безопасности, предполагая прием Грузии, Украины и Азербайджана в НАТО в качестве базового сценария.

Или вот предстоящие в ноябре президентские выборы в США. Пора всерьез думать над выработкой новой, постбушевской повестки дня в отношениях с США. Отсутствие внятной повестки в отношениях с администрацией Буша дорого обошлось Путину. В 2002 г. американцы при полном бездействии и молчании Путина вышли из договора по ПРО, следствием чего стало бесконтрольное размещение объектов ПРО в Европе. Широкие жесты Путина (вывод военных объектов с Кубы и из Вьетнама, согласие на размещение американских баз в Центральной Азии) остались без ответа. С американцами так нельзя: если вы от них чего-то хотите, необходимо формулировать конкретные требования. Выработка свежей повестки необходима, тем более что появление нового американского лидера предоставляет несомненные возможности для «реангажирования» США в русло конструктивного международного сотрудничества, вероятен ренессанс интернационализма в американской внешней политике. Не использовать такое окно возможностей было бы глупо.

Впрочем, в категориях рисков и возможностей мыслят профессионалы. Для других по-прежнему важнее вопросы баланса сил или контроля над финансовыми потоками.