Тяжеловесы и куколки

На Международном салоне изящных искусств в Манеже с каждым годом прибавляется современного искусства за счет антиквариата
С. Николаев

В этом году самое богатое антикварно-художественное мероприятие Москвы – Международный салон изящных искусств празднует пятилетие, не замечая потерь. Самых респектабельных галерей – участниц первого созыва на открывшемся вчера салоне нет. Старой живописи и почтенного антиквариата на нем стало меньше, современного искусства разного качества – все больше.

Отчасти такая ситуация отражает рыночную – на аукционах современное искусство по объему продаж догоняет импрессионистов, которые давно обошли старых мастеров. Моду, погоду и кассу на арт-рынке нынче делают новые коллекционеры (ближневосточные, китайские, гонконгские, русские), а они предпочитают живопись прошлого века и современных звезд. Но это и свидетельство стремительной демократизации салона, теряющего былую рафинированность.

Респектабельность салона поддерживают его завсегдатаи. Галерея Schmit вновь привезла импрессионистов и постимпрессионистов, качественный пейзаж Сезанна (28 млн евро) и приятный пейзаж Сислея (2,8 млн евро). Maison d’Art среди старых мастеров показал небольшую и сладкую «Скорбящую Мадонну» Мурильо (1,6 млн евро), а галерея Lindsay Romero Paintings украсила свой музейного вида стенд превосходными «Акробатами» раннего Пикассо ($18 млн).

Массивной дворцовой роскошью поразила парижская галерея Michel-Guy Chadelaud: две грандиозные двухсотлетние венецианские люстры, пара комодов времен Людовика XV и вещи из собрания графов Строгановых. Четыре бюста римских императоров из уральского порфира и сицилийской яшмы общей стоимостью 2,5 млн евро хорошо бы вернуть на родину, в петербургский дворец, купленный нашим миллиардером (музеям они не обязательны, да и не по карману).

Есть на нынешнем салоне и непременные Шагал и Уорхол. Первый во многих галереях, два недорогих (678 000 и 59 600 евро) в японской Shiraishi, затерянные среди картин непонятных японских художников, продаваемых за сравнимую цену. Уорхола и американский поп-арт представила Rudolf Budja Gallery.

В остальном Салон изящных искусств стал напоминать «Арт-Москву» и Антикварный салон в Центральном доме художника. Наше современное искусство от московских галерей, русские художники-эмигранты отовсюду, заполонившие арт-мир новые китайцы, графика известных художников, живопись неизвестных.

Все выставленные произведения и предметы искусства благодаря единообразному дизайну салона хорошо смотрятся. Но если задуматься, что общего между японской ширмой 1600 г. (галерея Shibukaku, 35 млн иен), мраморным бюстом Марка Аврелия, мейсенским фарфором и семью цветными гробиками, в которые Дмитрий Цветков на днях положил семь кукол Барби (Галерея Гельмана), то поймешь: ничего, кроме товарного вида.