Банки и финансы в Петербурге: Банк выбрал себе нишу

Средний и малый бизнес – это именно тот лояльный клиент, который будет расти вместе с банком, уверен предправления Балтинвестбанка Игорь Кирилловых

1994

начал банковскую карьеру начальником валютного отдела в Астробанке

1996

перешел в Санкт-Петербургский филиал Автобанка, в 2000 г. стал его управляющим

2002

возглавил петербургский филиал АКБ «Ингосстрах-Союз» (в 2004 г. переименованного в АКБ «Союз»)

2005

предправления Балтинвестбанка

Балтинвестбанк

коммерческий банк. Активы (на 1.04.2008) – 20,9 млрд руб. Капитал – 1,4 млрд руб. Прибыль – 36,5 млн руб. Основан в 1994 г. при участии Онэксимбанка (35%) и МФК (30%). В 2001 г. контрольный пакет выкупили компании президента банка Юрия Рыдника. С 2004 г. в числе акционеров Самарский подшипниковый завод. До 2003 г. – Балтонэксимбанк.

Бывшая «дочка» «Интерроса» – Балтинвестбанк до 2003 г. активно обслуживал счета бюджета и бюджетополучателей. В 2003 г. его акционером чуть не стал «Еврофинанс-Моснарбанк», однако сделка сорвалась. Конкуренция на рынке усиливается, крупные клиенты переходят на обслуживание в госбанки. Балтинвестбанк вышел на рынок облигаций и задумался о привлечении иностранных акционеров.

– В конце апреля банк занял 1 млрд руб. Вам не кажется, что сейчас не лучшее время для выпуска облигаций?

– Ставка в 13,25% нас полностью удовлетворяет. Мы могли отложить заем до осени, но решили, что удобнее это сделать сейчас и уже сегодня начать зарабатывать, пустив деньги в оборот.

– Как еще планируете привлекать средства на развитие?

– Сложно сказать, как будет складываться ситуация на международном финансовом рынке, но мы рассчитываем осенью провести частное размещение и привлечь западные фонды.

– Какой пакет собираетесь продать?

– До блокирующего. Планируется сохранить пропорции акционеров, каждый продаст часть своего пакета.

– Есть уже прогнозы по цене?

– Исходим из коэффициента 3–4 капитала.

– А продажа российскому банку рассматривалась как альтернатива?

– В этом не было необходимости. Банк постоянно развивается, довольно динамично растет.

– Вы заказали стратегию Roland Berger Strategy Consultants. Что заставило обратиться к международным консультантам?

– Они имеют большой опыт работы, в том числе и в Восточной Европе. Их видение ситуации важно для акционеров. Кроме того, такое сотрудничество поможет привлечь иностранных инвесторов, получить международные рейтинги.

– Имидж бывшего банка администрации не может повредить?

– Со временем это забудется.

– А бюджетные деньги у вас сейчас есть?

– Мы участвуем в конкурсе по размещению временно свободных средств бюджета. Привлекаем их под рыночный процент. На эти депозиты приходится 4,5% в активах. Соответственно, бюджетные деньги у нас имеются, но уже не в том объеме, как раньше.

– Рост ставок по кредитам повлиял на объем заимствований корпоративных клиентов?

– Пока ставки повысились не более чем на 1% и составили в среднем 16% годовых. Количество кредитных заявок с марта существенно выросло. На 1 мая 2008 г. кредитный портфель составил 7,8 млрд руб.

– Не отказываются ли компании от инвестпроектов из-за подорожания денег?

– Инвестпроекты не являются основными в нашей деятельности. Как правило, крупные корпоративные клиенты кредитуются у нас на пополнение оборотных средств. Из-за проблем компании могут отказаться от инвестпроектов. Те, кто планировал привлечь финансирование за рубежом, вынуждены пересматривать свои планы. Но уже можно наблюдать активное замещение западных денег ресурсами системообразующих банков – ВТБ, ВЭБа, Сбербанка.

– Это значит, что корпоративная клиентура перейдет к ним?

– Она и так постепенно перетекает к крупным банкам с государственным участием, у которых больше возможностей и по объемам кредитования, и по маневрам со ставками. Мы со своей стороны стараемся сохранить лояльность крупных корпоративных клиентов, но прекрасно понимаем, что если завтра Сбербанк предложит кредит под 10%, то у них может возникнуть желание перейти к нему на обслуживание.

– С выходом на рынок ВТБ через «ВТБ Северо-Запад», появлением западных банков ситуация на рынке существенно изменилась?

– Изменилась, но незначительно. Конкуренция на рынке банковских услуг возрастает ежедневно.

– Что остается в этой ситуации средним банкам?

– Определить приоритетное направление своей деятельности. Так, мы сделали основной упор на средний и малый бизнес. Это именно тот лояльный клиент, который будет расти вместе с нами.

– Используете ли для этого средства западных банков, ЕБРР, например?

– Кредитование малого и среднего бизнеса – наше собственное осознанное решение, подкрепленное рекомендациями Roland Berger. Мы начали активно работать в этом направлении всего полгода назад, но объем портфеля уже составляет более 1,5 млрд руб. и стремительно растет. Западные средства мы не используем. На кредитование идут привлеченные средства физических и юридических лиц. На эти же цели планируем потратить средства, привлеченные от облигационного займа.

– Насколько дороже обходятся кредиты малому бизнесу по сравнению с крупной клиентурой?

– Средние ставки по кредитам малому бизнесу – на уровне 18%, а для крупных корпораций – от 14% до 16%. Маржа этого вида услуг нас полностью устраивает. Но и риски, бесспорно, выше.

– Малый и средний бизнес могут заменить крупных клиентов?

– Нет. Это дополнительный сегмент, который позволяет банку чувствовать себя более стабильно. Плюс мы активно работаем по направлению кредитования физических лиц. Так, объем кредитного портфеля на 1 мая 2008 г. составил 2,8 млрд руб.

– Но розница по определению дороже в обслуживании...

– Если технология выстроена, то получается не так дорого. У нас очень эффективная система скоринга. Уровень просрочки не превышает 0,2%.

– Каковы ваши прогнозы по рознице? Ведь деньги дорожают и для этих клиентов тоже.

– У многих банков повысились ставки. Мы не стали исключением – наши ставки поднялись на 0,5–1%, но снижения объемов нет. Рост, который был до кризиса, не остановился. Розница и малый бизнес переплетены друг с другом.

– Какие у вас планы по открытию новых отделений?

– К концу года планируется закончить создание полноценной сети из 20 допофисов в Петербурге. Региональная сеть состоит из четырех филиалов и 32 офисов, к 2011 г. она должна охватить пять федеральных округов. К 2009 г. мы откроем 30 представительств в различных городах России. По затратам операционный офис в регионе сравним с отделением в Петербурге – порядка $200 000. Создание филиала обходится примерно в $500 000. Сроки окупаемости для операционного отделения – 2–3 года, для филиала – около четырех лет.