Вынос мозга за 3 секунды

«Спиди-гонщика» (Speed Racer) Энди и Ларри Вачовски нужно смотреть с легким сердцем и пустой головой

Не надо вспоминать, что братья Вачовски сняли трилогию «Матрица», как бы вы к ней ни относились. Не надо знать, что такое аниме вообще и сериал 1960-х о Спиди-гонщике в частности. Не надо пытаться понять, почему новая картина Вачовски провалилась в американском прокате, как она сделана и на что, помимо исходного японского сериала, похожа. Игровой это фильм или анимационный, а может, растянутый на два часа ролик для телеприставки. Кто все эти люди, люди ли они, и что они там делают.

Последнее, впрочем, угадает и шимпанзе: они гоняются. На разноцветных, очень быстрых машинках, неподвластных законам гравитации и здравого смысла. По трассам, напоминающим американские горки, бурю в пустыне и дискотеку на Луне. Когда гонщики что-нибудь говорят, кажется, что изо рта у них должен выплыть пузырь баблгама с текстом (как в комиксе), и если его нет, то лишь потому, что пузырем баблгама уже является кадр или эпизод. А потом пузырь лопается, и Вачовски выдувают новый, еще ярче, еще совершенней, и через полчаса появляется ощущение, что пузырем баблгама стала моя голова, а гоночной трассой – мой мозг, и кислотные машинки полируют извилины веселее любой таблетки, и это последняя мысль, которую способна вместить моя голова-баблгам.

Потому что в ней уже поселилась счастливая семейка Рейсеров: могучий Папс (Джон Гудман), хозяйственная Мам (Сьюзан Сарандон), стремительный Спиди (Эмиль Хирш), прожорливый малыш Спрайтл, а также подружка Спиди большеглазая Трикси (Кристина Риччи), механик Спарки и шимпанзе Чим-Чим. Они могли бы рекламировать овсяные хлопья, но вместо этого конструируют гоночные болиды, срывают планы акул спортивного бизнеса, усмиряют бандитов, прикативших как будто прямиком из мультфильма про поросенка Фунтика, расшвыривают ниндзя как котят и делают зум-зум.

Если «Матрица» заставляла фанатов тянуться к полке с философией, то в «Спиди-гонщике» скрытых смыслов не больше, чем воздуха в вакуумной упаковке. Но это ничуть не мешает признать новый фильм Вачовски фактом искусства и поставить, к примеру, рядом с эффектными китчевыми объектами самого дорогого современного художника Джеффа Кунса, в которых точно так же программно нет никакого содержания, кроме внешней формы. Так и радикальный «Спиди» – выносит мозг, замещая его самым лучшим, ярким и дорогим баблгамом.