Взлет на месте

Специалист может шагать вверх по карьерной лестнице семимильными шагами, а может годами не менять должность, но становиться все более ценным кадром

Вэтом году юрист Павел Попов из МКА «Князев и партнеры» после трехлетнего обучения стал мастером в области нейролингвистического программирования. Его гонорар, по словам главы компании Андрея Князева, за это время увеличился примерно вчетверо: «Если степень MBA или какое-либо дополнительное высшее образование в нашей сфере может иметь довольно далекое отношение к практике, то психологическое образование напрямую связано с профессионализмом адвоката и должно быть вознаграждено».

Ближе к делу

По данным HeadHunter, юристы в прошлом году требовали MBA в последнюю очередь, чаще всего это требование содержится в разделах «высший менеджмент», «банки и инвестиции» и «бухгалтерия». «В 2007 г. по сравнению с 2006 г. количество вакансий с требованием MBA на сайте hh.ru увеличилось на 70%, – констатирует Юрий Вировец, президент группы компаний HeadHunter. – Это при том что доля вакансий с требованием MBA-образования в области «высший менеджмент» – не более 3%».

В частном бизнесе в отличие от госструктур обретение дополнительного высшего образования, диплома MBA или ученой степени вовсе не гарантирует прибавку к зарплате и напрямую не влияет на карьерный рост. Но, безусловно, повышает стоимость специалиста или руководителя, считает Нэвилл Бейн, председатель совета директоров Института директоров Великобритании (объединяет 53 000 топ-менеджеров Королевства). По его мнению, любой сертификат имеет шансы получить соответствующую оценку руководства (или акционеров, утверждающих сумму вознаграждения топ-менеджмента), если данное образование имеет прямое отношение к практике.

В декабре нынешнего года гендиректор компании «Базэлцемент» Дмитрий Савенков планирует получить сертификат МВА Стокгольмской школы экономики. По словам Савенкова, интерес к престижному диплому европейского образца напрямую связан с интересами бизнеса. «Базэлцемент» планирует выйти на мировой рынок, присматривается к цементным заводам в Китае и Турции, рынкам строительных материалов Европы, Индии и даже Африки. Знание западных реалий в этой ситуации может обернуться крупным международным успехом», – считает он.

Чему учиться

«У топ-менеджеров и менеджеров среднего звена разные способы и методы повышения собственной рыночной стоимости, – говорит Сергей Пятенко, гендиректор экономико-правовой школы ФБК. – Практика показывает, что лидерам (т. е. топ-менеджерам) необходимо 80% общеделовых знаний и 20% специальных, специалистам, наоборот, – 80% специальных знаний и 20% – общеделовых, ну а у менеджеров среднего звена эта пропорция 50% на 50%. По его мнению, топ-менеджеру наличие диплома MBA может добавить 5–10% зарплаты, а менеджеру среднего звена если и дает прибавку, то близкую к нулю. Ведь от него работодатель в первую очередь ждет конкретных знаний и навыков. С разного рода тренингами ситуация прямо противоположная. Менеджеру среднего звена несколько правильно выбранных тренингов могут дать прибавку к зарплате в 10–20% (за счет повышения квалификации), а для топ-менеджера такие вещи почти не важны.

Ученая степень в бизнесе не играет принципиальной роли, хотя и является доказательством целеустремленности и организованности. Ее обладатель может рассчитывать на увеличение зарплаты в 5–10%, развивает тему Пятенко. Что до тренингов, то каждый отдельно взятый дает немного. Зато 5–7 правильно подобранных тренингов могут дать существенную прибавку (скажем, 20%). Наш многолетний опыт показывает, что, например, сотрудник аудиторской компании, получивший международный бухгалтерский диплом DipIFR, начинает зарабатывать примерно на 30% больше, чем его коллега без диплома.

Мостики имиджа

«Пару лет назад ко мне пришел менеджер среднего звена крупной FMCG-компании с просьбой заняться его имиджем, – рассказывает Мария Макарушкина, директор по консалтингу, лидер практики VIP-консультирования компании «Экопси консалтинг». – Отличаясь природной застенчивостью, он мало общался с коллегами и начальством, и как результат его оклад года три оставался в точке замерзания». Для улучшения имиджа он разработал план коммуникаций, буквально прописывая, сколько ежедневно нужно общаться с каждым из должностных лиц и коллег. По словам Макарушкиной, очередное ежегодное тестирование «360 градусов» показало, что в коллективе этого человека не просто заметили, а начали ценить. Раньше под его началом работали семь человек, теперь – 15, и оклад повысили на 30%.

«Приличный внешний вид сегодня норма в бизнесе. Тем не менее соответствие сотрудника дресс-коду, принятому в данной сфере, наверное, может добавить человеку несколько процентов к стоимости», – улыбается Пятенко.

Кому в ящик

В последнее время Князева все чаще приглашают выступать в различных телевизионных и радиопроектах, но, по его словам, это никак не отражается на его стоимости как специалиста. Однако публичность в какой-то мере может влиять на формирование имиджа его компании и даже привлечь новых клиентов.

«Если для первого лица компании, известной в профессиональной среде, мелькание в СМИ – это нормально, порой даже необходимо, не зря же многие нанимают консультантов, ставя им одну задачу – персональный PR, то публичная раскрученность менеджера среднего звена может вызвать зависть у руководства и даже помешать ему в работе», – уверен Пятенко.

«Публичность может поднять цену специалиста на рынке и помочь ему выгодно поменять место работы», – комментирует Макарушкина. Некоторые компании даже скрывают имена специалистов. По словам Марины Зибаревой, менеджера по связям с общественностью «Нестле Россия», имена членов совета директоров компании – конфиденциальная информация и разглашению не подлежит. Макарушкина не сталкивалась с ситуацией, когда директору или специалисту среднего звена запрещали бы выступать по телевидению. Но практика выбора официальных спикеров, по ее словам, общепринята: «Важно, чтобы выступающий в СМИ от имени компании не сболтнул лишнего».