Жить просто

Больших красот и размаха Московская биеннале архитектуры не демонстрирует – только реальные, разумные и демократичные подходы к решению проблемы современного жилья

О чем думать. Барт Голхоорн

куратор биеннале. «Вместо проектирования элитного жилья архитекторы должны задуматься о том, как будет жить среднестатистический гражданин России»

Первая Московская биеннале архитектуры открылась в Центральном доме художника одновременно со своей прародительницей – 13-й выставкой «Арх Москва», прошлые выпуски которой размахом, программой и звездными гостями больше походили на биеннале, чем на ярмарку. Только случалась выставка не раз в два года, а каждой весной, длилась всего неделю и делилась на коммерческую и некоммерческую зоны. Из некоммерческой части «Арх Москвы» и родилась при вспоможении спонсорских средств нынешняя биеннале.

Куратором ее стал московский голландец Барт Голхоорн, 12 лет выпускающий журнал «Проект Россия», курировавший многие некоммерческие проекты «Арх Москвы», но не устающий удивляться, почему у нас стремятся строить плохо и дорого, а не хорошо и экономно. Из его недоумения и родилась идеология биеннале.

Архитектура на ней представлена не тем, чем сейчас является – застывшим баблом, а способом разумной организации человеческой жизни. Тема биеннале «Как жить» – это не проклятый русский вопрос, а сумма по ситуациям возможных ответов.

Самый привлекательный, и не только архитектору понятный, из уже открывшихся проектов – так называемый «Международный павильон», длинный ряд столов с лампами, поставленных вдоль бокового фасада ЦДХ, где 15 архитекторов из 12 стран демонстрируют проекты разумного решения жилищной проблемы. Тут встречается и экзотика вроде японского алюминиевого дома-офиса для одиночки-трудоголика, но в основном – простые, для конкретного места оптимальные жилые здания, преимущественно малоэтажные (у китайцев, конечно, высотки) и по новым московским меркам даже бедноватые с виду. Что в Кембридже, что во Франкфурте, что в Лондоне, что в Роттердаме – это все коробочки, ячейки для жилья со скромным выделением цветом, ритмичной облицовкой фасада, с робким намеком на национальную традицию (англичане предпочитают кирпич, финны – дерево). Не хоромы.

Эта выставка не слишком красивая, но до слезы гуманная. Смотреть ее полезно архитекторам (для реанимации совести) и обитателям муниципальных хижин – для корректировки мечты. Хотя желать скромного и комфортного жилья в разумно организованном квартале или семейного дворца – для москвичей со средним достатком одинаково бесперспективно.

О том, в каком городе им предстоит жить, можно узнать в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу – там в рамках биеннале показывают актуальный генплан Москвы.

Еще одна площадка – Музей архитектуры, где уже открылась маленькая концептуально-лирическая, немножко волшебная выставка «Персимфанс» и экспозиция о двух московских домах-коммунах «Другая жизнь» (точнее было бы – «После жизни»). Через неделю здесь заработает еще один «Российский павильон» – выставка «Новые города».