Братские Богоматери

В Москве серьезные выставки икон редкость, а украинских и белорусских давным-давно не было. Так что выставку, открывшуюся в Третьяковке, легко принять за обыкновенное чудо
С. Николаев

Директор Третьяковской галереи Валентин Родионов на пресс-конференции со скрытой в голосе угрозой заметил, что выставка «Православная икона России, Украины, Белоруссии» – событие политическое и критике не подлежит. Действительно, что же критикой заниматься, если совместных культурных проектов между этими странами мало, выставка подготовлена к 1020-летию Крещения Руси, а музеи выбрали для нее лучшие иконы из своих коллекций. И если русская часть экспозиции, собранная из фонда Третьяковки, московским зрителям известна, то украинская и белорусская икона для многих – открытие.

Политике противостоять трудно – стараясь подчеркнуть национальные особенности своих иконописных традиций, музеи, кажется, не задумывались о том, чтобы показать их общность. Точнее, об этом подумали только в Третьяковке, этот музей, решив продемонстрировать византийское происхождение русской иконы, показал более древние образы – XIV–XVI вв., где нет (или почти нет) влияния западноевропейской живописи. А из киевского и минского музеев привезли в основном иконы более поздние, в которых именно это влияние – самое очевидное. То есть русские на выставке оказались старшими, хранителями общих традиций. Но лучше в политику, историю и искусствознание не углубляться и смотреть выставку без всякой попытки анализа и обобщений, каждый образ отдельно, потому что любой по-своему очень хорош и достоин внимания.

Прекрасна и торжественна киевская «Богоматерь Ильинская и Черниговская», поздний список с чудотворной иконы. Золотой фон, алое облачение Богородицы, ее удлиненных пропорций лик – все на этой иконе так благородно и нежно, что на память приходит ранняя итальянская живопись. Поздняя, да и вообще вся европейская вспоминается, когда рассматриваешь «Благовещение» с непременной лилией в руках архангела, но это народный вариант канонического сюжета, что-то с композицией и пропорциями тут не очень хорошо. А вот «Богоматерь Братская» (ХVII в., Киевщина) хотя и не аристократичного письма, но уж очень приятная – героиня тут по-украински круглолица и черноброва и видно, что очень добра, а потому снисходительна к грехам нашим.

Влияние народного искусства на авторов привезенных из Киева и Минска икон не менее заметно, чем дальнее знакомство богомазов с европейским классицизмом и барокко, что понятно – не в столицах эти образы были писаны. Но если иконописцам не хватало мастерства, то кротости и благочестия у них было достаточно, чтобы создавать совершенно пленительные и глубоко прочувствованные образы. Так что нежнейшая «Богоматерь Одигитрия» из Пинска умиляет, а фрагменты деисусного ряда из сельской церкви Витебской губернии удерживают глаз и резным посеребренным фоном, и непривычно писанными ликами апостолов с очень высокими лбами, и сдержанной цветовой гармонией.

Эта выставка должна понравиться многим, даже тем, кто в иконах не слишком разбирается, ведь шедевры – они каждому раскрываются.