Сервис для грузовиков

«Камаз» открыл в Нижнем крупнейший в России торгово-сервисный центр площадью 1800 кв. м. В ближайшие два года завод намерен увеличить до 90% долю на местном рынке крупнотоннажных грузовиков и шасси для спецтехники
А.Белоусов

Генеральный директор Агентства деловых связей (Минск) Валентин Лопан тоже сомневается в реальности удвоения продаж «Камаза» в Нижнем до конца года. Завод сейчас при полной загруженности удовлетворяет российскую потребность в крупнотоннажных грузовиках и спецтехнике не более чем на 50%, еще 30% поставляют МАЗ и автомобильный завод «Урал» (входит в группу ГАЗ). Остальной дефицит (около 20 000 машин) покрывается за счет импорта автомобилей Volvo, Scania, Renault, Iveco, DAF, MAN, утверждает Лопан. Таким образом, в ближайшие несколько лет «Камаз» увеличит производство грузовиков на 40–50%, продажи в Нижегородской области за это время вырастут на 5–10%, полагает эксперт. Но завод может заработать на продаже запчастей и ремонте, составляющих в общем объеме выручки дилерских центров до 15%, считает Лопан. По его прогнозам, продажи запчастей и объем заказов на сервисное обслуживание и ремонт в нижегородском центре «Камаза» могут вырасти в два раза уже до конца года.

ОАО «Камаз»

Производитель грузовиков. Выручка – 71 млрд руб. чистая прибыль – 4,14 млрд руб. (2007 г., МСФО, данные компании). Капитализация (ММВБ) – 110,79 млрд руб. Объем производства (2007 г.) – 52 671 грузовой автомобиль. Совладельцы: Росимущество – 37,78%, Депозитарно-клиринговая компания (номинальный держатель) – 43,5%, Банк внешней торговли (номинальный держатель) – 11,5%, Сергей Когогин, гендиректор «Камаза» – около 0,0028% («СПАРК-Интерфакс»).

Первый в Нижегородской области торгово-сервисный центр «Камаз» открыл на Московском шоссе в Нижнем Новгороде. Инвестиции в его строительство составили 180 млн руб. собственных средств завода, рассказал руководитель отдела по связям с общественностью «Камаза» Владимир Самойлов.

До сих пор официальным дилером «Камаза» в Нижегородской области была нижегородская компания «Арбакан-сервис». В 2007 г. дилер продал 1055 грузовиков (см. диаграмму). Компания останется дилером и расположится в одном здании с торгово-сервисным центром «Камаза», его квота будет прежней, сказал Самойлов.

Нижегородский комплекс станет самым крупным в России по продажам автомобилей и запчастей, а также по объемам сервисного обслуживания и ремонта, говорит Самойлов. До конца года «Камаз» планирует удвоить продажи крупнотоннажных грузовиков и шасси для спецтехники (коммунальные машины, эвакуаторы, бетоносмесители, автофургоны) в области. А в течение двух лет – увеличить долю рынка с 40–45% до 80–90%.

Конкурентные преимущества – широкая дилерская сеть (130 центров в России), доступность запчастей, окупаемость грузовой техники в течение года и возможность приобретения автомобилей в лизинг, говорит начальник отдела лизинговой компании «Камаз»» Дмитрий Терентьев (см. врез). Цены на грузовики «Камаз» в Нижнем будут варьироваться от 1,5 млн до 2,7 млн руб. в зависимости от модели, на краны – от 9 млн до 12 млн руб., сказал он.

Аналитики AG Capital Александр Агибалов и «Финама» Дмитрий Баранов полагают, что продажи «Камаза» в Нижегородской области до конца 2008 г. вырастут не более чем на 5–7% из-за конкуренции на рынке. По оценкам Баранова, доля «Камазов» на нижегородском рынке крупнотоннажных грузовиков сейчас не превышает 30%. Основные конкуренты татарской компании на местном рынке – грузовики Минского автомобильного завода (МАЗ, около 30% рынка) и китайских компаний Faw и Baw (вместе – около 30%).

Заместитель коммерческого директора МАЗа по грузовым автомобилям Сергей Захаревич вчера был недоступен. Пресс-секретарь группы ГАЗ Олег Гамов говорит, что не считает татарского автопроизводителя прямым конкурентом «Урала», так как специализируется на производстве крупнотоннажных грузовиков, а «Урал» – среднетоннажных.