Усилия любви принесли плоды

Комедия Шекспира «Бесплодные усилия любви» в постановке Льва Додина оказалась спектаклем ожидаемо элегантным и неожиданно бесшабашным

Ровесники додинских выпускников, играющих Шекспира, будут воспринимать спектакль, как он есть. Для тех, кто видел предыдущие «Бесплодные усилия», которые Додин поставил на своем курсе в 79-м, неизбежны сравнения. Тот курс знаменитый, их дипломным спектаклем были «Братья и сестры», сейчас его выпускники – несущие конструкции уникальной труппы МДТ. Комедию Шекспира они играли, будто отдыхая от душевных нагрузок «Братьев».

Нынешний курс тоже три года грыз гранит трагической «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана – и теперь мастеру захотелось их как бы отпустить, дать порезвиться, побыть легкими, обаятельными. Но тридцать лет, конечно же, не прошли для выдающегося режиссера попусту – спектакль совсем-совсем другой.

«Картинка» стильно, по-европейски аскетична. Александр Боровский предложил темные дырявые колонны, их лесом порос весь планшет. По ним герои поднимаются, зависают на высоте, буквально плавают в воздухе, осваивая всю кубатуру сценического пространства, – беспримерное додинское умение строить мизансцены.

Костюмы – белые штаны, рубахи, платья. Поначалу набедренные повязки: в них король Наварры с придворными предаются гимнастическим упражнениям, сжигая переизбыток энергии, образовавшийся из-за принятого ими экстравагантного решения «три года женщин не видать». Не вышло: с дипмиссией прибывает французская принцесса и придворные дамы, все, само собой, друг в друга немедленно влюбляются, закипает круговерть обманов, ошибок и всего прочего, что в таких случаях Шекспир большой охотник навертеть.

Шекспир, впрочем, изрядно подправлен. Пьеса даже не сокращена, а обкорнана – и по тексту, и по персонажам. Зато когда согласно сюжету наваррцы являются к француженкам, переодевшись московитами, юноши выходят в оперно-онегинских пальто, в цилиндрах и объясняются с дамами словами романса Чайковского «Нет, только тот, кто знал». Но эта буффонада скоро сползает в печаль, приходит известие о смерти отца принцессы, все кончено, все грустно разошлись. Праздник молодости прошивают собой два зрелых актера (как раз с курса «Братьев и сестер») – Игорь Иванов и Александр Завьялов – в возрастных характерных ролях. Их работы звучат как виртуозное виолончельное соло посреди бойкого ансамбля деревянных дудочек.