Задача для Сечина

Раздав задания нефтяникам, вице-премьер Игорь Сечин теперь должен разобраться в реформе электроэнергетики. Особенно в тех вопросах, которые министерства не могут решить сами
В.Баранов

Решений ждут не только чиновники. Это принципиально важно для всех инвесторов, что покупали у РАО ЕЭС активы (только выручка холдинга от этого превысила $16 млрд), говорит аналитик «Брокеркредитсервиса» Ирина Филатова. Так что на Сечине большая ответственность: выбранная модель для рынка мощности будет регулировать, как именно инвесторы вернут вложенные средства. Ведь при покупке энергоактивов стратегические инвесторы заключают с РАО ЕЭС так называемые договоры мощности, по которым обязаны выполнить инвестпрограмму – и по заданным объемам, и по срокам. Договор с РАО предусматривает жесткие штрафы – до 20% стоимости каждого не введенного в срок энергообъекта, отмечает Филатова.

Что такое рынок мощности

Сейчас тариф, устанавливаемый ФСТ для потребителей энергии, состоит из двух частей – ставка на электроэнергию (топливные расходы поставщиков), ставка на мощность (расходы на строительство, модернизацию генерирующего оборудования). После энергореформы рынки электроэнергии и мощности будут существовать отдельно.

Заняв пост вице-премьера, Игорь Сечин первым делом провел несколько совещаний с нефтяниками. Ведь эта отрасль ему ближе остальных в ТЭКе – четыре года он возглавлял совет директоров «Роснефти».

На очереди совещание с энергетиками, которое пройдет сегодня. На нем будут предправления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, министр энергетики Сергей Шматко и другие профильные чиновники, говорят сотрудник Минэнерго и его коллега из Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Представителей других компаний, например «Газпрома» или «КЭС-холдинга», пока не позвали, уверяют они. Получить комментарии пресс-службы правительства вчера не удалось.

Главная тема – итоги энергореформы и ее перспективы, добавляют источники, близкие к РАО ЕЭС. Об этом же говорил в среду и Чубайс – на последнем годовом собрании акционеров РАО. Говорил спокойно, без всяких опасений. Хотя вряд ли забыл, как на полгода задержалась реформа РАО, когда в 2004 г. при смене правительства в ней захотел разобраться назначенный тогда премьером Михаил Фрадков.

На Сечина возлагают большие надежды. Он должен рассудить спор ведомств по одному из ключевых на сегодня вопросов – запуску рынка мощности, рассказывают чиновники Минэнерго, ФСТ и ФАС. Чубайс обещал запустить этот рынок в переходной модели к 1 июля. Но проект постановления правительства до сих пор не подписан, хотя отправлен туда около трех недель назад, говорят госслужащие. Вся проблема – в разногласиях со стороны ФСТ. Протокол с этими разногласиями также в правительстве, решение вопроса – за вице-премьером, надеются собеседники «Ведомостей».

Проблема в следующем. К 2011 г. все цены на рынках электроэнергии и мощности должны стать свободными. Но переход будет постепенным. Запуск рынка мощности – это снижение доли регулируемых продаж минимум до 85% (в зависимости от срока запуска). Оставшиеся 15% и больше можно будет продавать на бирже или через так называемый конкурентный отбор мощности. Один вопрос – что будет со станциями, которые введут новые мощности после 2008 г., будут ли регулироваться их продажи.

Все ведомства, кроме ФСТ, согласились, что новые мощности должны автоматически продаваться по новым правилам, говорят чиновник ФСТ и близкий к РАО источник. А служба хочет определить четкий механизм их продаж, говорит один из собеседников «Ведомостей».