Иностранцам некуда подать

Зарубежные инвесторы имеют право, но не могут купить российские предприятия из числа стратегических. Закон о доступе к таким активам уже вступил в силу, но нет ни уполномоченного органа, ни порядка согласования сделок
Россия спрятала стратегические активы за неработающим законом/ М.Стулов

Сегодня президиум правительства России обсудит создание комиссии по регулированию доступа иностранцев к стратегическим активам.

Минпромторг разработал положение о ее работе, но пока не согласовал с другими министерствами, поэтому комиссия вряд ли сразу будет назначена, считает сотрудник одного из министерств, зато будет принято решение, что уполномоченным органом, принимающим и рассматривающим заявки иностранцев, станет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

ФАС пока о таких планах не известно, говорит представитель службы Алексей Ульянов. По его расчетам, уполномоченному органу предстоит принять 15–20 нормативных актов, регулирующих работу.

Закон о доступе иностранцев в стратегические российские отрасли президент подписал 5 мая, 7 мая он опубликован и вступил в силу, но пока не работает. У «Ведомостей» есть список законопроектов и постановлений, которые правительство должно разработать, чтобы закон заработал, – их 23, последний из них должен быть внесен в правительство до сентября 2009 г. Этот документ не самый принципиальный, успокаивает чиновник одного из министерств.

Если иностранный инвестор хочет приобрести более 50% компании из 42 стратегических отраслей (если она занимается добычей – то более 10% акций), гласит неработающий закон, надо обратиться за разрешением в «уполномоченный орган». Еще жестче норма для иностранных госкомпаний: согласовывать им придется покупку сверх 25% акций (или от 5% акций недропользователя).

Но и ФАС пока некуда эти документы подавать: комиссия-то еще только будет создана. А у ФСБ и комиссии по гостайне в положениях отсутствует возможность отправлять в уполномоченный орган оговоренную в законе визу на сделку. Поправки с такими полномочиями будут внесены к сентябрю 2008 г.

Закон на уже совершенные сделки не распространяется, но обязывает инвестора уведомить уполномоченный орган в течение полугода, что тот владеет 5% и более акций стратегических предприятий. С 7 мая включился счетчик, вздыхает Алекс Столярский из Ассоциации европейского бизнеса, но кого уведомлять о владении стратегическими акциями, непонятно. Чиновники уверяют, что задержка в этом вопросе не станет фатальной: санкций за срыв сроков в законе нет, говорит источник в иностранной промышленной компании.

Из-за новых правил доступа к стратегическим активам вынуждены корректировать инвестиционные планы «Лукойл», Archangel Diamond Corporation (ADC) и De Beers. В апреле они договорились, что ADC купит у «Лукойла» 49,99% ОАО «Архангельское геологодобычное предприятие». Поскольку теперь придется согласовывать сделку в правительстве, крайний срок ее участники передвинули с 1 июня на 31 декабря, говорится в сообщении АDС.

Закон ударил и по программам депозитарных расписок на акции российских компаний, заявил управляющий директор «Тройки диалог» Андрей Шаронов: уже был прецедент, когда иностранный банк-депозитарий отказался принимать заявку на покупку и конвертацию акций компании стратегической отрасли. «Интерфакс» узнал, что эта ситуация возникла у сырьевой компании с Deutsche Bank. По данным сайта adr.com, этот банк – депозитарий трех сырьевых компаний: «Башнефти», «Полиметалла» и «Новатэка». «Полиметалла» этот конфликт не касается, уверяет источник в компании. В «Новатэке» от комментариев отказались, дозвониться в «Башнефть» не удалось.

Даже когда подзаконные акты будут готовы, закон заработает не сразу, говорит источник в иностранной компании: нужен опыт. Шесть месяцев – минимум, через который закон заработает, делится опытом председатель комитета по строительству Мартин Шаккум (отвечал за принятие закона в Думе), но, когда начнется шквал заявок, это заставит правительство работать быстрее.