Сам себе законодатель

В новом созыве Госдумы правительственные инициативы чаще прочих становятся законами. Белый дом должен стать главным законодателем, считают в Кремле

Меньше, но лучше. 727

законопроектов внесли в Госдуму депутаты нового созыва. Это в 7 раз больше, чем инициировало правительство. Законами стали 28 проектов Белого дома и 21 – парламентариев.

По мнению руководителя кремлевской администрации Сергея Нарышкина, правительство способно распорядиться правом законодательной инициативы с большей «практической отдачей». Именно оно первым получает сигналы о необходимости подготовки законопроектов, да и статус Белого дома растет, напомнил кремлевский чиновник на конференции молодых юристов в пятницу. Другие правообладатели «чаще выражают местные электоральные предпочтения» и «корпоративные интересы», отметил Нарышкин и задался вопросом: не слишком ли много тех, кто имеет право законодательной инициативы?

По Конституции законопроекты в Госдуму могут вносить депутаты, сенаторы, правительство, региональные парламенты и высшие суды. Первый замруководителя фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский не уверен, что в этом перечне есть лишнее звено: у каждого своя компетенция. Больше всего законопроектов вносят депутаты и сенаторы, но безусловным приоритетом являются инициативы президента и правительства, говорит единоросс.

По статистике нового созыва Думы, большинство законопроектов, ставших законами, – инициативы правительства (28 из 100). Его деятельность в этой сфере самая эффективная (28%), хотя оно уступает по числу инициатив депутатам, сенаторам и региональным парламентам. На втором месте по эффективности – президентские инициативы (25%): в Госдуме нового созыва на рассмотрении оказался 31 законопроект, восемь подписаны президентом. Эффективность сенаторов и депутатов – около 3%, региональных заксобраний – чуть более 2%. Высшие суды своим правом почти не пользуются: приняты только два из предложенного 21 проекта.

Еще недавно у Госдумы были иные приоритеты. По подсчетам «Ведомостей», по итогам осенней сессии 2006 г. большинство из подписанных президентом законов принадлежали депутатам-единороссам: 25 из 74. А правительственные (18) ненамного превышали число воплощенных региональных инициатив (15).

Нарышкин вел речь об инициативах регионалов, которые принимаются в отрыве от реального политического и законодательного процесса, уверен источник в руководстве Госдумы. Осенью 2006 г. у правительства уже был спор с законотворцами из регионов: Конституционный суд запретил Белому дому возвращать инициативы под предлогом отсутствия финансово-экономического обоснования.

Чтобы сократить число законодателей, понадобятся поправки в Конституцию, считает эксперт по конституционному праву Михаил Краснов, но Конституцию до сих пор старались не трогать. Политолог Юрий Коргунюк считает выступление Нарышкина знаком того, что администрация президента «отходит в сторону», предоставляя правительству главную роль в законотворчестве. Раньше Кремль продвигал инициативы через депутатов.