Спрятались от государства

Ресурсное богатство не только замедляет экономический рост, но и ухудшает корпоративное управление

К такому выводу пришли профессор Российской экономической школы Сергей Гуриев и Арт Дурнев из McGill University, проанализировав, как действует «ресурсное проклятие» на уровне компаний (макроэкономически этот феномен уже детально исследован). Правительствам проще изымать прибыль или отнимать бизнес у компаний, добывающих природные ресурсы, так как цены на них сильно колеблются, говорится в их докладе, прочитанном в субботу в Высшей школе экономики. Корпорации вынуждены прятать прибыль, манипулируя информацией о результатах своей деятельности.

Именно сырьевые компании наименее прозрачны, показали Гуриев и Дурнев, изучив отчетность компаний, представляющих 72 отрасли из 51 страны, за 1990–2005 гг. Транспарентность ниже, когда нефть стоит дорого и в странах, больше склонных к экспроприации. Необходимость привлекать за рубежом займы на развитие толкает сырьевиков к открытости, но она чревата экспроприацией бизнеса государством, напоминают авторы историю ЮКОСа.

Жертвуя прозрачностью ради возможности скрыть от государства прибыль, компании снижают эффективность инвестиций. Это замедляет экономический рост и отраслей, и стран. Например, в Венесуэле нефтяная отрасль в среднем в год растет на 1,3% – медленнее, чем аграрный сектор, где риск экспроприации низок, а в Норвегии – с одинаковой скоростью.

В итоге за обилие ресурсов страны платят снижением темпов роста. В послевоенные годы наиболее успешно развивались страны Восточной Азии, бедные сырьем, а владеющие ресурсами государства Африки, Латинской Америки и части Ближнего Востока не смогли сократить разрыв с развитыми экономиками.