Горячая Россия

Главная проблема российской экономики – перегрев и все силы надо бросить на борьбу с инфляцией, рекомендовали Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ)
В.Баранов

Не находит перегрева и главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. Быстрый рост зарплат, по его мнению, вызван их низким уровнем, увеличение импорта – укреплением рубля, а инфляция – скачком мировых цен на продовольствие. Проблема не в опережающем спросе, а в административных барьерах, мешающих конкуренции, считает Наталия Орлова из Альфа-банка. Ее рецепт: «Сделать рынок конкурентным – и никаких симптомов перегрева не будет».

Сами они перегрелись. Аркадий Дворкович

помощник президента. «ВБ и МВФ не правы в оценке ситуации, никакого перегрева нет, поэтому все остальные разговоры бессмысленны»

О перегреве вчера заявили глава миссии МВФ (закончила ежегодные консультации с российскими чиновниками) Пол Томсен и главный экономист ВБ по России Желько Богетич.

От внешних рисков Россия сейчас защищена: падение цены на нефть маловероятно, а резервы накоплены большие; не оказал серьезного влияния на страну и финансовый кризис, сказал «Ведомостям» Томсен.

Главный риск – внутренний, уверен Томсен. Экономика перегревается, внутренний спрос растет на 15% в год, а инфляция лишь отчасти объяснима мировым удорожанием нефти и продовольствия.

Из семи признаков перегрева экономики в России присутствуют все, говорится в докладе ВБ. Инфляция двузначная и ускоряется, не реагируя на денежно-кредитную политику. Почти максимума достигла загрузка производственных мощностей при минимальной безработице. Средняя номинальная зарплата растет быстрее инфляции (+28% в январе – апреле 2008 г. к тому же периоду 2007 г.), а реальная (+13,1%) – быстрее производительности труда (7%). В наличии и прочие признаки: инфраструктурные ограничения, стремительный рост цен на недвижимость, быстрый рост импорта, ухудшение счета текущих операций.

Удельные трудовые издержки в России растут быстрее, чем в странах – торговых партнерах, говорит Валерий Миронов из Центра развития. За семь лет по 2005 г. в России затраты на выпуск единицы продукта выросли в 2,4 раза, в Китае – в 2,2, в Индии – в 1,5, в Польше снизились на четверть. В обрабатывающей промышленности этот показатель в начале 2008 г. рос втрое быстрее производительности труда, говорит Миронов: «Это уже перегрев».

Наращивание расходов бюджета в такой ситуации ведет к тому, что вся тяжесть борьбы с инфляцией ляжет на Центробанк, говорит Томсен. Ему придется резко ужесточить денежно-кредитную политику, «ударив по тормозам», а это чревато «жесткой посадкой экономики», считает Томсен.

Ошибка российских властей, по его мнению, состоит в том, что они стимулируют разгоняющуюся экономику, вместо того чтобы притормозить ее. Тем самым амплитуда экономических циклов не сглаживается, а, наоборот, усиливается. Это повышает вероятность сильного спада через некоторое время, резюмирует Томсен.

ВВП, по прогнозу МВФ и ВБ, вырастет на 8%, а инфляция составит 14%. Но долгосрочного роста экономики без стабильности не будет, а она сейчас нарушена инфляцией (14,3% за 12 месяцев по апрель), отмечает Богетич. При ужесточении бюджетной политики инфляция в этом году, по его мнению, может составить 12% и даже меньше.

Поэтому первая задача правительства – снизить темпы инфляции, подчеркивает он.

Для этого ВБ и МВФ советуют не наращивать расходы за счет нефтедолларов, сделать более гибким курс рубля, продолжить повышение процентных ставок, а госинвестиции осуществлять осторожно и поэтапно.

Ранее о перегреве предупреждали вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин и руководители Центробанка. Их аргументы были те же, что прозвучали вчера: рост инфляции, зарплат, импорта...

Это не перегрев, а необходимый стране экономический рост, возражали министр экономразвития Эльвира Набиуллина и помощник президента Аркадий Дворкович. Он и сейчас думает так же (см. врез).

Советы МВФ и ВБ вредны, считает Тихомиров: если последовать им и укрепить рубль, это вызовет еще больший приток импорта и замедление экономики.

А ужесточение денежной политики в условиях глобального кризиса, по мнению Орловой, опасно для банковской системы.