Это выдохнул Алимпиев

Выставка Виктора Алимпиева «Чей это выдох?» – идеальное место для полной релаксации

Соловушка. Виктор Алимпиев

художник. Мне приснился сон, как будто мне докучает муха, в какой-то момент я ее ловлю. Потом раскрываю ладонь – и в руке лежит вовсе не муха, а маленький, величиной с наперсток, соловей. Мертвый соловушка.

На этой выставке нежнейшая атмосфера: залы полны прекрасных звуков – музыка Малера и Сати и женский вокал, на стенах – экраны, где люди с ангельскими лицами совершают прекрасные движения, рядом с ними – двухцветные розово-пепельные картины с абстрактными пятнами и разводами.

Виктор Алимпиев, первый из художников, в классиках не числящихся, удостоился большой персональной выставки, устроенной фондом «Екатерина» и галереей «Риджина». Видеть одного Алимпиева – это не то что встретить его работы на выставке сборной. Среди работ других художников, как правило агрессивных, его видео манит покоем, даже если это достаточно громкая «Зарница» – дети на экране игриво и воинственно барабанят по столам пальцами. На сборных выставках всегда казалось, что видео Алимпиева что-то значат – и только нет времени и тишины в них разобраться.

Но вот все, что сделал Алимпиев, можно посмотреть не торопясь и убедиться, что смысла в его работах нет и никакого особого послания – весь смысл тут в самой анемичной красоте, которую художник тщательно создает на экранах и холстах. Да и какой смысл нужен, если на экране две прекрасные дамы – длинные шеи, пушистые завитки на затылке, розовые ушные раковины, точеные носики – исполняют вокальные партии, томно сливаясь голосами и жестами («Мое дыхание»). Просто видеорококо какое-то, а не современное искусство.

О том, каким усилием благолепие и красота даются, несколько работ. Последняя – «Чей это выдох?». Группа по-балетному одетых людей (с лицами, понятно, ангельскими) пытается распеться (или они делают какие-то вокальные упражнения), у каждого по очереди вдруг болезненно перехватывает дыхание, и тогда остальные заботливо, сдерживая тревогу и слезы, поддерживают его, давая набраться сил. Но кажется, что, если бы кому-то так и не удалось вдохнуть и он бы упал замертво, никто бы не удивился, все бы исправно продолжали свой скорбный труд по достижению на земле небесной гармонии.

С каждой новой работой Алимпиев совершенствуется в воссоздании на экране неживого, но прекрасного. У одной из двух девушек «Моего оправдания» (обе повернуты к зрителю нежными затылками) руки в движении напрягаются так красиво, что кажутся высеченными из розоватого мрамора. И картины, которые окружают видео, тоже неживые, совершенно анемичные, но все они и в тон, и в унисон видео.

Если бы не игривые, с эротическими намеками «Несколько подарков Олегу», можно было бы подумать, что и сам художник – создание совершенно бесплотное. Хотя, может быть, он уже и где-то не с нами, в розовых облаках, потому что это работа давняя – ей почти 10 лет.

Попав в залы «Екатерины» с шумной улицы, почти сразу испытываешь умиротворение, но постепенно, когда внимательно и спокойно смотришь выставку «Чей это выдох?», начинаешь подозревать, что спишь. Ангелы, конечно, прекрасны, но они эгоистичны, равнодушны и бесстрастны, среди них легко заскучать.