Kia переедет

Группа «Сок» хочет остаться автопроизводителем даже в том случае, если продаст «Ижавто» «АвтоВАЗу». Проект сборки автомобилей Kia может переехать на завод «Рослада» в Самарскую область

«Ижавто»

Автомобильный завод. Владелец – группа «Сок» (около 98% акций). Проектная мощность – 220 000 автомобилей в год. В 2007 г. «Ижавто» выпустило 49 490 Kia трех моделей – Spectra (39 625), Sorento (6531) и Rio (3334). Выручка – 23,06 млрд руб. (2007 г., РСБУ). Чистая прибыль – 298 млн руб.

Группа «Сок» рассматривает возможность переноса сборки автомобилей Kia на завод «Рослада», в случае если «Ижавто», на котором сейчас собираются корейские модели, будет продан «АвтоВАЗу». Об этом рассказал «Ведомостям» гендиректор «Ижавто» Михаил Добындо. «Кроме сборки двух моделей Kia – Spectra и Sorento на «Росладе» существует возможность расширения модельного ряда, например, за счет Kia Cerato», – сказал он. На площадке «Рослады» можно наладить производство 60 000–70 000 автомобилей в год, уверен Добындо.

Kia имеет право в одностороннем порядке разорвать соглашение о лицензионной сборке своих машин в Удмуртии в случае смены собственника на «Ижавто», признает Добындо. Но переговоры с Kia Motors о переносе производства, по словам представителя группы «Сок», пока не ведутся. Хотя собеседник «Ведомостей» уверен, что Kia Motors невыгодно закрывать проект. Ведь, к примеру, Kia Spectra с продажами 32 880 автомобилей в прошлом году заняла в России 11-е место среди всех проданных моделей. А общие продажи Kia в 2007 г. составили 78 616 машин.

Представитель Kia Motors от комментариев отказался.

Как сам «АвтоВАЗ» относится к проекту Kia, представитель завода не говорит. Но управляющий директор AG Capital Александр Агибалов считает, что производственные мощности «Ижавто» нужны «АвтоВАЗу» для собственных моделей.

Вариант переноса производства моделей Kia на «Росладу» понравится Kia, уверен Агибалов. Вдобавок с «Соком» Kia связывает несколько лет сотрудничества, а у группы есть опыт продаж автомобилей и разветвленная дилерская сеть (дистрибутор Sokia), считает Агибалов. У Kia просто не будет другого выбора, соглашается с ним аналитик «Церих кэпитал менеджмент» Роман Ткачук, ведь терять долю рынка, которую она заняла с помощью «Сока», ей невыгодно.

Одна из немногих проблем – у «Рослады» есть только сборочные мощности и нет сварки и окраски, говорит представитель группы «Сок» Дмитрий Румянцев. Хотя в 1999 г. группа совместно с французской Haden разработала проект установки окрасочных мощностей на «Росладе», он не был реализован из-за покупки «Ижавто». Теперь на то, чтобы обзавестись окраской, «Соку» придется основательно раскошелиться, считает руководитель автомобильной практики компании A.T. Kearney Евгений Богданов. По его подсчетам, на это уйдет $200–250 млн.

Впрочем, состоится ли сделка по продаже «Ижавто», «АвтоВАЗу», пока не ясно. Стороны ведут переговоры на этот счет с весны нынешнего года. Добындо рассказал, что изначально «Сок» предлагал купить предприятие за 12 млрд руб. KPMG оценила «Ижавто» в 9,6 млрд руб. Но группа «Сок» считает, что 2,4 млрд руб. – адекватная премия, ведь «АвтоВАЗ» сразу получит готовый завод мощностью 250 000 автомобилей в год, замечает Добындо. На строительство нового ушло бы 2–3 года, уверен он. На «АвтоВАЗе» считают цену завышенной, говорили ранее источники в компании. Автоконцерн ищет альтернативные площадки для покупки – ведет переговоры с собственниками «Азия авто».