Рубли не растут

Рекордное сокращение темпов роста денежной массы подает надежду на замедление инфляции

К 1 июня темп роста денежной массы в годовом исчислении снизился до 27,8%, сообщил вчера зампред ЦБ Константин Корищенко, это может замедлить рост цен во втором полугодии: «Оценка ЦБ – 10,5% [за год] – никуда не исчезла». К 1 июня 2007 г. рост денежной массы был 60%; столь низкого прироста, как сейчас, не было с августа 1998 г., помнит Оксана Осипова из Центра развития.

Денежная масса – это рублевые наличность и депозиты, если же учесть валютные депозиты, то снижение темпов роста не так заметно, считает Александр Морозов из HSBC Bank. На 1 апреля рост с учетом валюты – 32,7%, без нее – 42,2%, на 1 июня – 31,8%.

Рекордное снижение рублевой денежной массы может быть связано как раз с тем, что население переходит из рублевых депозитов в валютные, а также в наличность. За январь – март банки продали населению вдвое больше валюты, чем купили (в 2007 г. – примерно одинаково); валюты на депозиты поступило на 20% больше, чем в I квартале прошлого года, а выдано с депозитов на 3% меньше.

Темп роста наличности к июню 2007 г. был примерно в 1,5 раза ниже роста денежной массы, а к июню 2008 г. сравнялся с ней – 27%, подсчитывает Осипова: «Это негативный сигнал для экономики, угрожающий разгоном инфляции и ценовыми всплесками». Но пока угрозы не проявились, добавляет она.

Общее снижение ликвидности в экономике происходит из-за сокращения притока капитала и большей стерилизации нефтедоходов, объясняет Осипова. В первом полугодии 2007 г. был рекорд притока капитала, вызванный продажей энергоактивов, что стало причиной разгона роста денежной массы, напоминает Евгений Надоршин из «Траста».

В 2007 г. бюджет стерилизовал 49% нефтедоходов, сейчас – 60%, посчитала Осипова: «Они на счетах бюджета и еще не поступили в экономику».