Выступил как юрист

Во время первого визита на Запад президент Дмитрий Медведев обозначил свои внешнеполитические ориентиры и не отказал Ходорковскому в праве просить о помиловании
Д. Гришкин

Берлинская двухчасовая встреча Медведева с германским канцлером Ангелой Меркель во многом была посвящена внешней политике. «Не хватило времени для всех пунктов», – призналась Меркель на пресс-конференции. Видимо, в связи с этим президент огласил свою главную инициативу о создании «договора о европейской безопасности», наподобие Хельсинкского акта [1975 г.], чуть позже, на встрече с 600 германскими политиками и бизнесменами. По словам Медведева, «речь шла бы о региональном пакте, который бы опирался на принципы устава ООН и внес бы окончательную ясность в значение фактора силы во взаимоотношениях в Евроатлантическом сообществе».

«Это не центральная тема для других стран, и они вряд ли станут о чем-то непонятном договариваться с Россией», – считает Андрей Загорский из МГИМО, вероятность принятия такого пакта невысока.

Как рассказал Медведев после переговоров с Меркель, Россию волнует все меньшее взаимопонимание с ЕС в сфере безопасности из-за расширения НАТО, планы по развертыванию ПРО в Европе и договор об ограничении обычных вооружений (ДОВСЕ). Решение по Косову необходимо отложить, а отношения с НАТО будут серьезно подорваны на долгое время в случае расширения альянса. Зато отношения с Германией Медведев назвал ориентиром для отношений с ЕС в целом.

Надо ускорить переговоры о заключении соглашения о партнерстве между Россией и ЕС, поддержала коллегу Меркель. «Ничто не сближает лучше, чем совместный бизнес», – ответил на это Медведев.

Коллеги согласились, что развитие Южного и Северного (газовых) потоков должно проходить синхронно, а проекты реализованы в установленные сроки. Реформа энергетики в ЕС не помешает инвестициям «Газпрома», ответила на вопрос журналистов Меркель, уточнив, что против крайних форм реформирования не только Германия, но и «Франция и другие страны».

Немецкие журналисты не могли не спросить о свободе слова и Михаиле Ходорковском, за которого в мае во время поездки в Москву просил германский вице-канцлер Франк Штайнмайер. Меркель призналась, что говорила об этом с Медведевым.

Ходорковский может прибегнуть к процедуре помилования, не исключил президент, но отметил, что все процедуры, в том числе и уголовно-исполнительные, должны покоиться на внутреннем законодательстве и не должны быть предметом международных переговоров. Прошли времена, когда такие решения принимало Политбюро.

«Вопросы об освобождении путем помилования в темы наших разговоров с Ходорковским не входили, – говорит адвокат Юрий Шмидт, встречавшийся в мае со Штайнмайером. – Мы намерены подавать на условно-досрочное освобождение».

Российские СМИ нуждаются в защите от чиновников, признал уже на встрече с бизнесменами Медведев, а поддержка неправительственных организаций будет приоритетом власти. И обменивать смягчение своей внешней политики на то, что «некоторые» закроют глаза на нарушения прав человека в России, Кремль не намерен: для россиян права человека также являются приоритетными, резюмировал новый президент.