Дорожное прикрытие

С осени 2008 г. в Новосибирской области подорожают перевозки тяжелых грузов, а для машин с нагрузкой на ось более 10 т закроются почти все областные и муниципальные автомагистрали. Строительные грузы могут подорожать на 25%
Д. Гришкин

Администрация Новосибирской области издала постановление «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования». На его основе будут вводиться новые правила, которые ужесточат требования к грузоперевозчикам, рассказал начальник отдела департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации области Всеволод Золовкин.

Так, плата за проезд большегрузных машин (9–10 т на ось) увеличится в 1,5–2 раза, а для средне- и малотоннажных уменьшится. «За проезд груженого «Камаза» (менее 9 т на ось) плата снизится с 620 до 300 руб. за 100 км. А за полуприцеп (10 т на ось) – вырастет с 2300 до 3500 руб. за 100 км», – говорит начальник отдела территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области (ТУАД) Павел Крашенинников.

По областным и муниципальным дорогам будет закрыт проезд транспорта с нагрузкой на ось более 10 т (для некоторых дорог, возможно, лимит будет установлен в 12 т/ось), добавляет Крашенинников. Исключение сделают лишь для неделимых грузов. Проект постановления будет готов в июле, а в октябре 2008 г. оно должно вступить в силу после одобрения губернатором. До сих пор в области действовало постановление от 6 июня 2003 г. «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы».

Общая протяженность дорожной сети Новосибирской области – 14 759 км, из них 12 772 км – областного подчинения, 1385 км – муниципального. Собирать плату будет ТУАД и пункты весового контроля. Сейчас в области четыре стационарных пункта, в июле появится еще один, передвижной, в следующем году будет построено еще не менее двух стационарных, говорит Крашенинников.

«Машины, которые должны перевозить 25 т грузов, нередко перевозят 50 т. Ограничения сохранят не только дорожное покрытие, но и виадуки и мосты, строительство каждого из которых обходится в сумму не менее 150–200 млн руб.», – говорит председатель комитета областного совета по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков. Но президент Ассоциации перевозчиков Сибири Вячеслав Турнев считает, что нововведение даст обратный эффект: «Там, где китайский Howo (нагрузка на ось – до 16 т) перевезет груз за один раз, нашим «ЗИЛам» потребуется 10 ходок. Они израсходуют больше топлива и еще сильнее разобьют дорогу».

По словам Турнева, в первую очередь пострадают перевозчики тяжелых инертных материалов (щебень, песок). «Повышение платы увеличит срок окупаемости машин в среднем с двух до четырех лет», – говорит Турнев. По оценке владельца компании «Транс-авто» Данилы Богатыренко, дробление груза на более легкие партии поднимет цену перевозки в среднем на 40%. Транспортные издержки составляют 10–12% в себестоимости строительства жилья, говорит гендиректор строительной компании «Союз-10» Александр Михайлов. По оценке председателя совета директоров Региональной инвестиционной компании (занимается жилищным строительством в Новосибирске) Сергея Сидоренко, ограничения приведут к удорожанию перевозок минимум на 50%, грузы для получателя подорожают на 20–25%, а себестоимость строительства жилья вырастет на 1–2%.

Установление правил проезда на региональных дорогах находится в ведении властей субъектов и многие регионы в целях сохранения дорог устанавливают ограничения для большегрузов, говорит сотрудник Росавтодора. Так, в соседней Кемеровской области новые требования к большегрузным перевозкам вступили в силу 31 мая этого года. По постановлению губернатора Амана Тулеева «Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или муниципального значения Кемеровской области» в 10 районах области закрылись дороги общего пользования суммарной протяженностью более 644 км для транспорта с нагрузкой на ось от 4 до 6 т (в зависимости от количества осей), а в двух районах, Прокопьевском и Беловском, закрыты 232,6 км дорог для технологического транспорта.