Много концессий

Вчера Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон о концессиях. Теперь концессионных договоров станет больше
Е.Кузьмина

Закон о концессиях действует уже три года, но пока заключено лишь несколько мелких концессионных соглашений. В Вологде проведен конкурс строительства на условиях концессии полигона для переработки бытовых отходов, в Тульской, Пермской областях и Иркутске по концессии эксплуатируется система теплоснабжения нескольких муниципальных районов, говорит Дмитрий Хомченко из Института экономики города, один из авторов поправок.

Поблажки

Поправки решают несколько проблем, не позволяющих развивать на условиях концессии крупные объекты, говорит Хомченко. В список возможных объектов добавлена инфраструктура аэропортов. Концессионер может быть избавлен от концессионной платы, если цены на его товары или услуги регулирует государство. Введена уплата неустойки за нарушение концессионных обязательств государством и инвестором.

Есть и еще приятные поправки. Выполнение обязательств по концессии инвестор сможет гарантировать не только банковской гарантией, но и за счет страхования риска неисполнения обязательств и передачи прав по договору банковского вклада. Это менее дорогие инструменты гарантии.

При установлении тарифов на производимые по концессии товары и услуги государство должно будет учитывать вложения инвестора. Если оно индексирует тарифы медленнее, чем собиралось, срок возврата инвестиций увеличивается, отмечает Хомченко. Эта поправка делает концессии более интересными для бизнеса, говорит директор по инвестициям УК «Лидер» Сергей Кербер.

Поправки дают государству возможность передать часть полномочий по концессии компаниям. Например, конкурс по выбору концессионера специализированная компания проведет лучше, чем государство, считает Хомченко.

Чего в законе нет

Банки дают до 80% средств на концессии и концессионер должен гарантировать возврат средств, говорит источник в крупной промышленной компании. Обычно это делается за счет залога объекта концессии или концессионных прав, но российский закон этого не допускает. Если инвестор не выполнит обязательств, то придется передать банку, скажем, инфраструктуру теплоснабжения, а она должна остаться госсобственностью, объясняет Хомченко.

Не допускает закон и мировую практику замены банком несостоятельного концессионера, сетует промышленник (это тоже могло бы послужить гарантией обязательств инвесторов перед банком).

Закон о концессиях не дает возможности нескольким госорганам выступать агентами со стороны государства, сожалеет юрист «Нерр Штифенхоферр Лутц» Илья Рачков. Это необходимо, когда, например, объект концессии расположен одновременно на федеральной и на муниципальной земле, говорит Юрий Борисенко из «Вегас-лекс». Перед передачей объекта в концессию земельная собственность должна быть разграничена, отвечает Хомченко. Иначе будет нарушаться принцип разграничения полномочий и собственности между уровнями власти.

Споры между концессионером и государством будут разрешаться в российских судах. Этот пункт законопроекта не найдет понимания у международного сообщества, уверен Рачков. Иностранные банкиры негативно смотрят на проекты, конфликты по которым рассматриваются в судах этого государства, согласен источник в крупной промышленной компании. Стран, позволяющих рассматривать такие споры в международном арбитраже, немного, возражает Хомченко.