Вектор


Налетай, подешевело!

Российский рынок ноутбуков стремительно растет. По оценке аналитической компании Gartner, в I квартале 2008 г. было продано почти в два раза больше ноутбуков, чем в I квартале 2007 г., – 1,06 млн шт. И главный вопрос, стоящий перед производителями ноутбуков: как заставить покупателя купить именно их продукт? Наиболее простой рецепт – снизить цену. До недавнего времени самым дешевым ноутбуком был Asus Eee Pc – 9600 руб. Однако Toshiba объявила, что с 4 по 11 июня 2008 г. в Москве и Петербурге в некоторых розничных сетях ноутбук Satellite L40-17T будет продаваться по 7499 руб. До этого он стоил около 14 000 руб.

Последствия акции не замедлили сказаться. Перед московским магазином за час до открытия выстроилась очередь из желающих купить этот ноутбук. В другом магазине поступившие ноутбуки просто не дошли до покупателей – их купили сами продавцы. А в конце июня свой «ответ Чемберлену» представит крупнейший российский продавец ноутбуков – Acer. Она начнет продажи ноутбука Aspire One. Его самая дешевая версия будет стоить 200 евро (7340 руб.). Так что остальным производителям остается готовиться к войне за покупателя и переписывать ценники.

Легкий рост закончился

Падение чистой прибыли «Лебедянского» по итогам 2007 г. осталось практически незамеченным: компания опубликовала отчетность 21 марта – в тот же день, когда стало известно о ее продаже PepsiCo. На фоне сделки объемом $1,3 млрд снижение прибыли на 10% до $79 млн выглядело досадной мелочью. Но вчерашняя отчетность «Лебедянского» за I квартал 2008 г. наводит на мысль, что основатели выходят из бизнеса вовремя. Продажи соков «Лебедянского» в натуральном выражении по сравнению с I кварталом 2007 г. снизились на 1% (рынок, по данным Nielsen, вырос на 2%), а вместо прибыли компания получила чистый убыток в $5,4 млн. «Лебедянский» объясняет это ростом транспортных расходов и цен на соковый концентрат. ВБД столкнулась с теми же проблемами: сырое молоко в I квартале 2008 г. было на 76% дороже, чем в начале 2007 г., а цена на яблочный концентрат удвоилась. Но ВБД пока отделалась снижением рентабельности всего на 0,5%, а чистая прибыль продолжала расти. Отчетность обоих производителей подтверждает, что в российском пищевом секторе наступают скучные времена «борьбы за эффективность». Из-за увеличения издержек бизнес потребительских компаний уже не будет расти так легко, как раньше. Говорят, в такие времена случается больше всего слияний и поглощений.

Придется подождать

Вчера депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки к закону об ОСАГО – изменения предусматривают перенос введения прямого порядка возмещения и упрощенного урегулирования страховых случаев по автогражданке на 1 марта 2009 г. Прямое возмещение – пострадавший в ДТП обращается за страховкой в свою компанию, а не к страховщику виновника аварии, как сейчас. А упрощенная процедура – это оформление ДТП без гаишников.

Здравые, а главное – удобные нововведения, к которым страховщики, к сожалению, пока не готовы. Во многом, говорят они, из-за отсутствия инфраструктуры. Во-первых, нет государственного реестра экспертов-техников, которые будут оценивать ущерб. Во-вторых, нет единых стандартов этой самой оценки восстановительного ремонта, в-третьих, не создан клиринговый центр, который должен производить расчеты между страховщиками...

Автор поправок о переносе этих новелл – депутат Александр Коваль рапортовал, что представители министерств, ведомств и Российского союза автостраховщиков заверили: все необходимое будет готово к 1 марта 2009 г. Автолюбителям, для которых это все и придумано, придется еще несколько месяцев подождать.

Или кому-то хочется очередной неразберихи?.

Христенко – за русские шины

У проекта строительства шинного завода Goodyear в Ярославской области появился еще один противник. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко написал президенту Дмитрию Медведеву письмо (копия есть у «Ведомостей»), в котором призвал при реализации проекта Goodyear учитывать интересы «Сибур – русские шины» – у него на территории области уже есть Ярославский шинный завод (ЯШЗ). Goodyear мог бы поучаствовать в создании совместного предприятия с «Сибур – русские шины», говорится в документе.

Ранее ярославский губернатор Сергей Вахруков просил в письме Медведеву «политически поддержать» строительство завода Goodyear. Против выступила «Сибур – русские шины»: компания заявила, что планы американской компании наносят прямой ущерб ЯШЗ, поскольку льготы противоречат «политике государства, направленной на развитие <...> в первую очередь отечественных компаний». Представители Goodyear ситуацию не комментируют. Но вопросы получения господдержки в виде налоговых льгот пока целиком находятся в ведении областных властей и к Минпрому отношения не имеют, считает чиновник областной администрации.