Не повезло с госзакупками

В I квартале в тройку крупнейших продавцов настольных ПК вошли американская Hewlett-Packard и впервые – тайваньская Acer. Российская Depo Computers осталась лидером, но ее рыночная доля упала вдвое всего за три месяца

Согласно данным аналитической компании Gartner, за первые три месяца 2008 г. в России было продано 1,2 млн настольных ПК и около 1 млн ноутбуков. Причем на рынке настольных компьютеров ситуация кардинально поменялась: если кварталом ранее Depo Computers оставалась безусловным лидером, то теперь ее доля сократилась вдвое, приблизившись к доле американской Hewlett-Packard (HP), а на третью позицию неожиданно вырвалась тайваньская Acer (см. графики). До III квартала 2007 г., согласно статистике Gartner, тройка лидеров «настольного» рынка состояла исключительно из отечественных брендов – помимо Depo в нее входили «Формоза» и Kraftway.

В I квартале продажи в корпоративном сегменте и в гостендерах были плохими из-за политической неопределенности и глобального финансового кризиса, отмечает замдиректора аналитической компании ITResearch Василий Мочар. Поэтому продажи крупных российских сборщиков просели, а если выросли, то несущественно, говорит он; а вот Acer, продвигающая настольные ПК в основном в рознице, улучшила позиции.

Львиная доля продаж настольных ПК приходится на корпорации и органы власти, причем последние традиционно отдают предпочтение отечественной сборке, указывает источник, близкий к крупному российскому производителю ПК. Но между декабрьскими выборами в Госдуму и мартовскими выборами президента ни федеральные, ни муниципальные органы власти не покупали технику, отсюда и укрепление иностранных конкурентов, объясняет он.

Дело не в выборах, просто в I квартале госведомства еще не успели согласовать уровень расходов в регионах на этот год, возражает старший вице-президент Kraftway Ренат Юсупов. Обычно процесс согласований тянется до середины марта, поэтому госзакупок в I квартале практически нет. У Kraftway же, по словам Юсупова, на госсектор приходится около 70% продаж. «Но мы легко наверстаем упущенное во второй половине года», – уверен он.

Связаться с гендиректором Depo Computers Сергеем Эскиным вчера не удалось. А директор российской K-Systems Эдуард Воронецкий не почувствовал изменений в спросе; возможно, допускает он, это связано с небольшой (10–15%) долей госзакупок в структуре продаж компании. С данными Gartner и других аналитических компаний Воронецкий решительно не согласен – по его мнению, они «окончательно потеряли связь с действительностью», а K-Systems в I квартале должна была «разделить первое-второе место» с Depo Computers.

Глава российского офиса Acer Глеб Мишин считает, что продвижению международных брендов в России помогает быстрый рост рынка домашних пользователей и хорошие отношения глобальных сборщиков с розничными сетями. Кроме того, Мишин обращает внимание на консолидацию рынка за счет вытеснения крупными поставщиками мелких компаний и «самосбора».

По оценке ITResearch, в 2006 г. россияне своими руками собрали 1,5 млн ПК (около 20% всех проданных), а в прошлом – около 1 млн (около 10%).