Ориентиры: Верхняя планка

Голоса вопиющих в пустыне о грядущем кризисе на рынке жилья и вероятном обвале цен тонут в жизнерадостных улыбках участников рынка, демонстрирующих уверенность в завтрашнем дне. Поэтому делать выводы о происходящих процессах, как всегда, нужно всем самостоятельно. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих в потоках статистических выкладок и зачастую не очень внятных рассуждений аналитиков.

Но если рассуждать о ситуации на московском (и только московском, подчеркиваю, другие рынки сейчас в расчет не берутся) рынке жилья, отрешившись от математических моделей, сразу станут видны некоторые любопытные факторы, о которых стоит задуматься.

На мой взгляд, сейчас происходит важное наложение друг на друга сразу нескольких тенденций, которые либо образуют зловещую синергию, либо взаимно затормозят друг друга.

Во-первых, запредельный рост цен на стройматериалы и энергоносители. Во-вторых, удорожание банковских кредитов, связанное с мировым финансовым кризисом: занимать деньги на Западе стало не так просто и дешево, как даже год назад. Инфляция и постоянный рост стоимости прожиточного минимума вынуждают здравомыслящих руководителей предприятий повышать зарплаты – кому охота получить социальный взрыв у себя под креслом. Да и себя, любимых, обидеть в этой ситуации не хочется, давая подчиненным побольше. Все это приводит к росту себестоимости строительства любого объекта, если понимать, что она складывается не только из цен на кирпич и цемент.

Политика

Программа «Доступное жилье», успешно и неизбежно вроде бы проваленная ныне действующим президентом, была изящно прикрыта одним росчерком пера: первым же указом ныне избранного президента Российской Федерации Дмитрия Медведева было распоряжение выделить весьма серьезные бюджетные средства на жилье для ветеранов Великой Отечественной войны.

Разумеется, забота о судьбах ветеранов – вне конкуренции и должна быть под неусыпным вниманием государства. Но, даже предоставив жилье, разве государство даст денег на переезд и ремонт?

И что понимать под «доступным жильем»? Решение проблем военнослужащих и очередников за счет бюджета (что фактически плодит новое поле для злоупотреблений на фоне объявленной войны с коррупцией)? Или попытку сформировать экономику, в условиях которой граждане смогут реально сами решать свои жилищные проблемы?

Экономика

Когда в начале 2008 г. Медведев сообщал об итогах реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2007 г., его удовлетворила цифра в 60 млн кв. м построенного за этот год жилья. В сумме за два года реализации этого одного из самых сложных нацпроектов было построено около 111 млн кв. м жилья. Дмитрий Медведев пообещал, что задача, поставленная прежним президентом России Владимиром Путиным о достижении ввода объемов строительства жилья не менее 1 кв. м на человека в год, будет выполнена. Через некоторое время слова Медведева конкретизировал министр Минрегионразвития Дмитрий Козак. По его словам, комплекс мер, принимаемых для увеличения объемов жилищного строительства, позволит уже в этом году ввести не менее 72 млн кв. м жилья, в 2012 г. – 120 млн кв. м, а к 2020 г. – 150 млн кв. м.

Москва не отстает в благих начинаниях: доля города, раньше колебавшаяся около 30% возводимого жилья, теперь приблизилась к 50%. Это означает уменьшение доли коммерческого жилья, непосредственно поступающего на рынок, что автоматически и поддерживает высокий уровень цен.

Но пока что, несмотря на видимый невооруженным глазом рост благосостояния работающего населения, его доходы не успевают за ценами на жилье. В конце концов, даже в богатой Москве много ли людей способны платить по $8500 за 1 кв. м в доме продвинутого эконом- или даже бизнес-класса – правда, позиционирующегося как элитный?

В результате можно ожидать, что скоро цены неизбежно упрутся в верхнюю планку платежеспособного спроса. Одновременно рост цен на стройматериалы и энергоносители подпирает экономику проектов, снижая маржу девелоперов. Разве это интересно кому-то?

Вывод опытными девелоперами сделан давно: уже проторен широкий путь в бескрайние российские регионы и на остатки делянок просторов земного шара.