Rusal в Усть-Луге

UC Rusal вложит $300 млн в строительство терминалов для перевалки алюминия и глинозема в Ленобласти
Е.Кузьмина

UC Rusal

Крупнейшая в мире алюминиевая компания. Cоздана в 2007 г. путем слияния активов «Русала», «Суала» и Glencore. Производство – 4,2 млн т алюминия (2007 г.). Выручка – $14,3 млрд. Акционеры – Олег Дерипаска (56,7%), акционеры «Суала» (18,92%), Михаил Прохоров (14%), Glencore (10,32%).

ОАО «Усть-Луга»

заказчик-застройщик строительства порта в Усть-Луге. Создано в 1993 г. Выручка – 204,9 млн руб. (2007 г.). Чистая прибыль – 109,9 млн руб. Акционеры: Ленобласть (25%+1 акция), ЗАО «Новые ресурсы» (20,04%), «Инвест холдинг фундэйшн» (14,72%), ООО «Абсолют» (15,24%), ОАО «РЖД» (8,52%), ЗАО «Национальный капитал» (16,48%).

UC Rusal и компания «Усть-Луга» подписали вчера на ХII международном экономическом форуме соглашение о строительстве комплекса из двух терминалов по перевалке алюминия и глинозема. Мощность глиноземного терминала составит до 4,5 млн т в год, для перевалки алюминия – до 3,5 млн т в год. Первая очередь, которую планируется запустить к 2011 г., рассчитана на 2,5 млн т глинозема и 2 млн т алюминия.

Комплексы UC Rusal займут около 30 га из 800 га портового комплекса, который создается в Усть-Луге, говорит председатель совета директоров компании «Усть-Луга» Валерий Израйлит. Терминалы в Усть-Луге, по его словам, полностью покроют нужды UC Rusal на Северо-Западе.

Через порты Северо-Запада, в том числе Морской порт Санкт-Петербург, UC Rusal экспортирует 1,6 млн т глинозема и 1,4 млн т алюминия, сообщила представитель UC Rusal Вера Курочкина. По ее словам, у компании есть программа по созданию портовых мощностей. «Строительство терминала в Усть-Луге – первый шаг по ее реализации. Следующим будет проект на Дальнем Востоке», – говорит она. UC Rusal вела переговоры о строительстве терминалов с несколькими российскими портами, в том числе с портом Санкт-Петербург и Новороссийским морским торговым портом, говорит один из менеджеров компании.

UC Rusal производит ежегодно 4,2 млн т алюминия и 11,3 млн т глинозема, сообщается на сайте компании. По оценке гендиректора Агентства специальных исследований Рубена Тертеряна, около 80% продукции идет на экспорт. Компания планирует расти, следовательно, будет увеличиваться объем перевозок, для этого нужны портовые мощности, говорит аналитик ВТБ Александр Пухаев.

Стивидоры Морского порта Санкт-Петербург, который контролирует владелец НЛМК Владимир Лисин, работают с грузами UC Rusal. Но их объем незначителен в общем грузообороте порта, говорит менеджер Морпорта, попросивший об анонимности. По его словам, порт отказывается от таких грузов, переориентируя свои терминалы на контейнеры и автомобили. На строительство новых терминалов в Усть-Луге, по его оценке, понадобится не менее двух лет.

UC Rusal неудобно работать через петербургский порт, поскольку он дорогой, ориентирован на другие виды грузов и в нем не хватает мощностей, подтверждает Тертерян. Городские власти не хотят, чтобы в Петербурге переваливали глинозем, поэтому компания уходит в Усть-Лугу, добавляет эксперт.

UC Rusal нужно иметь базу, которая бы гарантировала ей надежные поставки, говорит аналитик инвестиционного банка Lehman Brothers Владимир Жуков.

У крупных металлургов есть свои порты. Группа «Евраз» владеет Находкинским портом, «Мечел» – портом Посьет. НЛМК владеет контрольными пакетами Туапсинского и Таганрогского портов.