Из Варандея – в Америку

Российская нефть впервые отправилась в Америку через северные моря. «Лукойл» послал в Канаду первый крупнотоннажный танкер с Варандейского терминала

«ЛУКОЙЛ»

нефтяная компания. Добыча – 96,6 млн т нефти, 13,9 млрд куб. м газа (2007 г.). Выручка – $82,2 млрд (2007 г., US GAAP). Чистая прибыль – $9,5 млрд. Владельцы – топ-менеджеры, включая президента компании Вагита Алекперова и вице-президента Леонида Федуна (около 30%), ConocoPhillips (20%), физлица (3,9%), более 40% обращается на биржах.

«Лукойл» сообщил вчера о первой крупнотоннажной отгрузке нефти на танкер усиленного ледового класса дедвейтом 70 000 т через стационарный морской ледостойкий причал Варандейского терминала, который расположен на побережье Баренцева моря в Ненецком автономном округе (НАО). Загруженный вчера танкер «Василий Динков» доставит нефть в канадский порт Come By Chance. У «Лукойла» нефть купил трейдер Litasco, конечный покупатель не разглашается.

Варандейский терминал завершает систему морского экспорта нефти Тимано-Печоры. «Лукойл» долго вынашивал проект: еще в конце 90-х он построил в Варандейской бухте плавучий рейдовый терминал стоимостью $300 млн и мощностью 1 млн т нефти в год, к которому могли подходить танкеры вместимостью до 20 000 т. Первая отгрузка нефти в Европу в объеме 10 000 т состоялась в августе 2000 г., но с тех пор отсюда вывезено лишь 1,7 млн т нефти. Лишь в 2006 г. «Лукойл» начал строить постоянный терминал мощностью 12 млн т в год (сюда входят резервуары, морской ледостойкий причал, две нитки трубопровода и проч.) и стоимостью 30 млрд руб.

Раньше для терминала просто не было нефти. СП «Лукойла» и ConocoPhillips «Нарьянмарнефтегаз» только в 2008 г. запустит основное месторождение – Южно-Хыльчуюское. Добыча здесь в 2009 г. выйдет на проектный уровень в 7,5 млн т в год (в 2007 г. СП добыло лишь 617 000 т).

По словам начальника пресс-службы «Лукойла» Дмитрия Долгова, путь в Нью-Йорк от Варандея втрое короче, чем из Персидского залива, откуда США в основном экспортируют нефть. Он также отмечает, что поставки через Варандей будут обходиться компании на $15–20 на 1 т дешевле, чем по Балтийской трубопроводной системе.

Но аналитик Reuters Александр Ершов отмечает высокую затратность морского пути: фрахт танкеров ледового класса на 25–30% дороже, чем обычных, хотя большая часть пути проходит вне ледовой зоны. Поэтому, предполагает Ершов, «Лукойл» будет делать промежуточную перевалку, например, в районе Мурманска и уже там перегружать в обычные танкеры. Зато «Лукойл» выиграет в качестве продаваемого сырья, ведь оно минует систему «Транснефти», а у «Лукойла» в НАО высококачественная легкая нефть. «Сейчас рынка этой нефти практически нет, – рассуждает Ершов, – но по аналогии с сортом Siberian light можно предположить, что ненецкая нефть даст премию в $4–6 на баррель к Urals». Проекты экспорта нефти в Америку по северным морям создавали многие, но ни один из них не реализован.

В 2001 г. администрация НАО и «Роснефтегазстрой» выдвинули идею строительства трубы протяженностью 450–500 км из Тимано-Печоры к мысу Святой Нос и создания там морского терминала мощностью 30 млн т нефти в год. Проект оценивался в $850 млн. Его инициаторы даже создали консорциум и пригласили в него нефтяные компании, но те не откликнулись на призыв. В 2002 г. «Лукойл», «Сибнефть», ТНК и ЮКОС выступили с инициативой построить нефтепровод Западная Сибирь – Тимано-Печора – Мурманск с терминалом мощностью 50–80 млн т нефти. Позднее к ним присоединились «Транснефть» и «Сургутнефтегаз». Но стороны погрязли в согласованиях маршрута нефтепровода, а в 2005 г. правительство высказалось против строительства частных магистральных нефтепроводов. В итоге «Транснефть» разработала новый проект нефтепровода Харьяга – Индига, который предусматривает строительство нефтепровода мощностью 12 млн т нефти в год. Последняя информация о проекте датируется 2007 г., когда он отправился на госэкспертизу.