Лендлорд Белого Камня

Отставной британский военный буквально ходит по домам, договариваясь об аренде небольших участков земли с сотнями тысяч бедных фермеров на западе Украины. Так он завладел десятками тысяч гектаров украинского чернозема
WSJ

Крупные колхозы и совхозы, которые кормили Советский Союз, превратились в мозаику из небольших садов, полей и пустырей. Но, собранные воедино, они могут позволить накормить весь мир: Россия, Украина и Казахстан имеют свободные плодородные земли, по площади равные штату Айдахо. Если бы кто-то смог снова собрать эти земельные участки и создать на них современные фермы, обширные пространства Северного и Восточного Причерноморья могли бы произвести дополнительно 115 млн т пшеницы в год – 20% нынешнего мирового производства.

Landkom International Plc

производство сельскохозяйственного сырья для биотоплива и пшеницы для пищевой промышленности. Выручка (2007 г.) – $1,57 млрд. Чистый убыток – $1,32 млрд. Капитализация – $350,6 млн. Создана в 2007 г. Зарегистрирована на острове Мэн. К октябрю 2007 г., перед размещением на бирже, земельный банк компании составлял более 30 000 га. В ноябре 2007 г. разместилась на LSE. Привлекла 50,1 млн фунтов стерлингов ($102,8 млн), вся компания исходя из цены размещения была оценена в 98,4 млн фунтов ($202 млн).

Именно это пытается сделать Ричард Спинкс. Его компания Landkom International посеяла пшеницу, ячмень и рапс на общей площади в 1011 га – это примерно седьмая часть принадлежащих ей земель. Landkom ожидает получить первый урожай уже этой осенью.

Место действия

На Украине Спинкс работает в условиях неопределенности. Местные законы запрещают частную торговлю землей, поэтому компании должны подписывать соглашения об аренде земельных участков с собственниками, которые зачастую досрочно разрывают контракты. Чтобы наладить отношения с крестьянами, Спинкс, по его словам, вкладывает значительные средства в местную инфраструктуру – он строит дороги, школы и детские дома. На Пасху в этом году по местному телевидению транслировались поздравления с праздником от имени Landkom.

После распада СССР в 1991 г. правительство разделило старые государственные хозяйства и распределило получившиеся земельные наделы между их работниками. В общей сложности 20 млн га сельхозугодий в России, Казахстане и на Украине были выведены из оборота. С тех пор регион, оставаясь одним из главных мировых производителей зерна, продолжал страдать от нехватки капитала.

Даже после оранжевой революции на Украине в 2004 г. отношение здесь к западным инвестициям остается скептическим. В свою очередь, иностранные инвесторы здесь вынуждены иметь дело с продажной политической системой и коррумпированными судами. Критики лизинговой модели говорят, что, когда местный фермер разрывает договор об аренде, у компании-арендатора очень мало возможностей получить защиту своих прав. Правительство Украины сейчас рассматривает возможность легализации купли-продажи земли. Это может вызвать земельную лихорадку с быстрым ростом цен. Пятнадцатилетние договоры аренды, заключаемые Landkom, содержат пункт, дающий ей преимущество при покупке земли. Но пока непонятно, как это положение будет работать на практике.

Боевое прошлое

Спинксу 41 год. Уроженец английского графства Кент, он прослужил 16 лет в Королевских ВВС и участвовал в войне с Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1982 г. Во время службы он изучал русский, испанский и польский языки. В 1987 г. он покинул ряды вооруженных сил и на протяжении 14 лет странствовал по Европе, занимаясь продажами рекламных площадей в интересах нескольких издательств и медиакомпаний. В 2000 г. он встретил свою нынешнюю жену-украинку. У них трое детей.

В 2001 г. Спинкс начал работать в британской компании British Seafood Group, производителе и переработчике рыбы. Он путешествовал по России, Украине и Восточной Европе, закупая рыбу. Это была трудная жизнь, вспоминает он. Российский портовый город Архангельск производил настолько тяжелое впечатление, что «там передавали музыку диско [с репродукторов] на фонарных столбах, чтобы отвлечь людей от совершения самоубийств», шутит он.

Однажды за кружкой пива в Варшаве в ноябре 2005 г. Спинкс разговорился о начавшемся буме производства биотоплива со своими друзьями. Один из них – молодой польский предприниматель Конрад Новицкий предложил взять в аренду 101 га земли на Украине и начать выращивать там рапс, обычно используемый в Европе для изготовления топлива для автомобилей. Совместно еще с одним партнером они вложили в этот проект около 600 000 фунтов (в то время около $1 млн). В начале 2006 г. Спинкс создал Landkom и приступил к лизингу земли на западе Украины. Он работал по 18 часов в день и часто спал в палатке рядом со своими полями.

Поиски, которые вел Спинкс, в октябре 2006 г. привели его в тихую деревню Белый Камень, где он основал штаб-квартиру Landkom. Название деревни происходит от окружающих ее меловых холмов.

Первоначально местные жители скептически отнеслись к его стремлению приобретать землю. Представители Landkom провели собрание всех 300 местных землевладельцев. «Мы здесь, чтобы помочь вам развиваться», – говорил толпе PR-директор компании Юрий Пеленский, британец и сын украинских беженцев. Он предложил арендовать землю по $35 за гектар в год – обычная рыночная цена на Украине и менее 10% обычной арендной платы в Великобритании. Что еще важнее, Landkom предложила крестьянам за работу на этой земле $400 в месяц, что вдвое выше средней зарплаты на Украине.

Мария Петришина в 1996 г. в рамках проводившейся приватизации земли получила от правительства участок в 1,01 га и не хотела отказываться от него, но в конце концов согласилась с предложением Landkom. «Я старая женщина. У меня нет трактора или комбайна, мои руки натружены», – говорит она. Многие соседи Петришиной последовали ее примеру.

Британские технологии

Пытаясь побудить всех местных жителей подписать арендные соглашения, Landkom активно лоббирует свои интересы у местных чиновников. Компания недавно дала своим арендодателям в городе Золочив $22 000 на ремонт детского дома. Спинксу было бы труднее вести свой бизнес, «если бы он не делал всего этого для нас», говорит заместитель губернатора Львовской области Иван Стефанишин. Но некоторые продолжают сопротивляться. 42-летний Андрей Дюк обрабатывает 48,6 га рядом с штаб-квартирой Landkom. Ему принадлежат два трактора и комбайн. «Украинцы могут делать это и сами», – говорит он.

Спинкс также сталкивается с конкуренцией со стороны ряда международных компаний, использующих аналогичную модель для вложений в украинскую землю. Сербский конгломерат MK Group обрабатывает около 40 000 га вокруг Киева и построил комплекс силосных башен и складов с привлечением $18 млн кредита Европейского банка реконструкции и развития. Аналогичным бизнесом занимается примерно десяток украинских компаний.

К февралю 2007 г. Landkom арендовала 1000 га. Цены на сельхозпродукцию росли. Стремясь к расширению бизнеса, Спинкс нанял лондонскую консалтинговую компанию Libertas Partners Group, чтобы найти инвесторов. Четыре инвестфонда вложили в его компанию $12,9 млн. Прошлой осенью Спинкс поставил себе цель: довести площадь своей земли на Украине до 400 000 га к 2015 г. Чтобы получить необходимые средства, в ноябре 2007 г. его компания продала на Лондонской бирже 44% акций за $106 млн. Сейчас Landkom контролирует 67 000 га и обрабатывает лишь их малую часть, поскольку покупка оборудования и подготовка земли требуют времени и денег.

Спинкс планирует отправлять собранную пшеницу и рапс на перерабатывающие фабрики в Восточной Украине и Западной Европе. Он ведет переговоры с крупнейшими трейдерами, такими как Glencore International и Louis Dreyfus. Представители этих компаний подтвердили, что ведут переговоры с Landkom, но заявили, что ждут завершения сделок.

Landkom рассчитывает, что при столь низкой стоимости земли и рабочей силы ему удастся пережить рост цен на семена, удобрения и сельхозоборудование, создающий проблемы для фермеров по всему миру. Удобрения, например, за 2007 г. подорожали вдвое. Спинкс ожидает, что сможет получить 60% прибыли.

На днях Спинкс объезжал свои поля вокруг деревни Белый Камень на своем Mitsubishi Pajero. Он непрерывно курил и орал приказы по своему iPhone некоторым из 500 сотрудников Landkom. Василь Стебницкий, бывший главный агроном «Белого Камня», а теперь менеджер Landkom, показывает новый немецкий комбайн. «Нам нужна новая технология, – говорит Стебницкий, – раньше у нас были только земля и небо». WSJ, Василий Кашин