Ешь ананасы, рябчиков жуй

Уровень конкурса «Кинотавра» в первые дни был таким, что главными фестивальными событиями остается признать банкеты по случаю представления фильмов «Асса-2» и «Обитаемый остров»
Кинотавр

Из будущей «Ассы» не показали ни кадра, зато выступала группа «Ленинград». Шнур и компания были в ударе, режиссер Сергей Соловьев приплясывал на сцене, показывая близость к неформальной молодежи, меж закусывающих сновал герой первой «Ассы» Африка-Бугаев, и под заводные матерные куплеты публика забыла конкурсные фильмы как вчерашний сон.

Воскресенье стало для конкурса нулевой отметкой, «днем зеро». В режиссерском дебюте известного оператора Сергея Мокрицкого «Четыре возраста любви» играли первоклассные актеры Лия Ахеджакова, Игорь Ясулович, Елена Морозова и Алексей Серебряков, но мелодрама из четырех новелл вызывала лишь ощущение неловкости. Будто тебя полтора часа заставляют смотреть на танцующих в весеннем парке пенсионеров – эта сценка выглядит в фильме ключевой, хотя давно уже просится в разряд запрещенных приемов.

То были блеклые цветочки; алой ягодкой стал людоедский боевик Александра Мельника «Новая земля» про колонию убийц, которым в виде эксперимента дали пожить на северном острове в режиме самоуправления. После энергичной резни уголовники живо занялись каннибализмом, только высоконравственный герой в исполнении Константина Лавроненко ушел в горы есть мясо птицы, но потом замерз и вернулся проявлять твердость духа. Чтобы мы не поняли чего-нибудь неправильно, режиссер сообщил, что буквально накануне премьеры участвовал в крестном ходе и вообще он человек глубоко православный.

Уважаемый доктор Ганнибал Лектер, разрешите представить вашего коллегу и клиента: православного режиссера Мельника куличом не корми, дай показать, как ближнего рубят на шашлык.

Следующий день был потише. Автор прокатного хита «Питер FM» Оксана Бычкова показала очередной фильм, снятый в духе рекламного слогана одного из фестивальных спонсоров: «Живи на яркой стороне!». Даже название как новый мобильный тариф: «Плюс один». Короткий роман тихони-переводчицы с приехавшим в Москву британским клоуном (всклокоченные волосы, носки разного цвета, с куклой ходит даже в душ). Если ты не радуешься, когда тебя на улице лапают ряженые идиоты, значит, у тебя нет чувства юмора. Но на то и клоун, чтобы превратить зануду в лучезарную дуру. Непонятно, почему дуру должна играть взрослая и умная актриса Мадлен Джабраилова, но больше к фильму вопросов нет.

Обидней разочарование от «Дикого поля» Михаила Калатозишвили. Фильм снят по давнему сценарию лучших русских кинодраматургов 90-х Петра Луцика и Алексея Саморядова. Вроде бы и фирменные приемы дуэта на месте, и типажи подобраны удачно, и в целом все сделано аккуратно, а почти ничего не работает или работает вполсилы. Медитативная история о докторе в голой степи словно окуклилась, потеряла связь и с прошлым, и с настоящим. Бесполезно гадать, что вышло бы, будь живы сегодня Луцик и Саморядов, а в исполнении Калатозишвили «Дикое поле» выглядит лишь почтительной данью их памяти.

Самым размашистым фестивальным жестом пока остается ночное представление «Обитаемого острова». На пляже выстроили огромный павильон для показа нескольких эпизодов вчерне законченного фильма, входы охраняла футуристическая гвардия в черных шлемах. По фрагментам кажется, что Федор Бондарчук и бюджет в $36 млн превратили роман братьев Стругацких в глянцевый каталог эффектных цитат из золотого фонда мировой кинофантастики: вот Джордж Лукас, вот Пауль Верхувен, вот Ридли Скотт. Видно, что в смысле техники и дизайна голливудский уровень взят. Прочие смыслы обсудим в декабре, когда первая часть «Обитаемого острова» выйдет в прокат. Сочи