«Н-Транс» сложила порты

«Н-Транс» консолидирует портовые активы на новой компании – GlobalРorts. Со временем она планирует провести IPO, так же как раньше сделала Globaltrans – железнодорожное подразделение «Н-Транса»
Е.Кузьмина

Но рассчитывать только на помощь партнеров в финансировании бизнеса было бы нелогично, отмечает руководитель аналитического отдела «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. Так что рано или поздно GlobalPorts придет к IPO, уверен он. По его оценке, сейчас портовые активы «Н-Транс» стоят около $300 млн. Но с учетом планов по росту мощностей к размещению цифра может оказаться больше, думает он. IPO было бы успешным, продолжает Шаго, ведь сейчас среди российских портов ликвидны только акции Новороссийского морского торгового порта.

Группа компаний «Н-Транс» (до 2008 г. – «Северстальтранс»)

Транспортный холдинг. Объединяет более 20 компаний, в том числе «Балттранссервис», GlobalTrans, контейнерные терминалы, логистический парк «Янино». Выручка – $1,78 млрд (2007 г.). Чистая прибыль – $397,9 млн (IFRS, 2006 г.).

Как рассказал «Ведомостям» заместитель директора «Н-Транс» Александр Назарчук, компания намерена консолидировать портовые активы на новой компании – GlobalPorts. Она была зарегистрирована в начале года на Кипре, говорит Назарчук. В ее состав войдут как российские, так и иностранные активы «Н-Транс», отметил Назарчук (см. врез). А на формирование активов Globaltrans уйдет еще около полутора месяцев.

Консолидация активов на единой компании нужна в первую очередь для того, чтобы ей было удобнее управлять, объясняет Назарчук. Контейнерный рынок развивается стремительно, и лидируют здесь крупные специализированные игроки. Объединение позволит более эффективно развивать этот бизнес и делать капиталовложения, внедрить на терминалах компании единые современные стандарты технологий и сервиса.

Точно так же около трех лет назад собственники «Н-Транс» поступили с железнодорожными активами. Бизнесы Новой перевозочной компании и «Севтехнотранса» были объединены в рамках кипрской компании Globaltrans. Она стала вторым по величине в России железнодорожным оператором после «Российских железных дорог» (в 2007 г. перевезла 35 млн т грузов). А в начале мая Globaltrans провела IPO. Компания и ее акционеры разместили 29% акций на Лондонской бирже и привлекли $449,5 млн. Деньги Globaltrans решила потратить на расширение бизнеса, в том числе на покупку нового подвижного состава.

Акции GlobalPorts также могут появиться на бирже, владельцы «Н-Транс» думают об этом, слышал инвестбанкир, знакомый с менеджментом компании. Знает о таких планах «Н-Транс» и чиновник федерального правительства от совладельца компании Константина Николаева.

Назарчук не исключает, что акции GlobalPorts со временем могут появитьcя на бирже. «IPO – один из многих вариантов привлечения средств для развития бизнеса, это будет зависеть как от развития бизнеса, так и от ситуации на рынке», – отметил он.

У «Н-Транс» большие планы по развитию бизнеса. К примеру, порт Восточный планирует увеличить мощности почти в 3,5 раза до 2,2 млн TEU, а к 2013 г. собирается нарастить мощности в шесть раз до 2,3 млн TEU в год. Практически во всех активах у «Н-Транс» есть партнеры. В порту Восточном это международная DP World (25%), во всех остальных (кроме «Петролеспорта») – финская Container Finance Group с 50%-ным участием.