Лео Апотекер: «У меня аллергия на бюрократию», - Лео Апотекер, содиректор SAP

SAP не будет заниматься скупкой активов, потому что и без того знает, как сохранить лидерство на рынке программ для автоматизации управления предприятиями, говорит Лео Апотекер
Reuters

1995

гендиректор филиала SAP во Франции и Бельгии

1997

президент SAP по Юго-Западной Европе

1999

президент SAP в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке

2002

член исполнительного совета SAP

2007

заместитель гендиректора SAP

2008

назначен содиректором компании

SAP

ПРОИЗВОДИТ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. численность персонала – 43 800 сотрудников. выручка (2007 г.) – 10,25 млрд евро. чистая прибыль – 756 млн евро. Капитализация на 10 июня 2008 г. – 42,6 млрд евро. Компанию SAP основали в 1972 г. в Германии Хассо Платнер и еще четверо выходцев из IBM. Она специализируется на программном обеспечении для автоматизации работы предприятия – от бухгалтерии до производства и управления кадрами.

SAP – самый известный европейский разработчик компьютерных программ и единственная компания этой области, которой удалось стать международной корпорацией. SAP успешно соперничает с Microsoft и Oracle, в том числе и в России, где ей удалось стать крупнейшим поставщиком ПО ERP (решений по автоматизации системы управления предприятием). В апреле содиректором SAP стал Лео Апотекер, который должен сменить предыдущего гендиректора – Хеннинга Кагерманна в мае 2009 г. О будущем SAP и разработке компьютерных программ Апотекер рассказал «Ведомостям».

– SAP работает больше 30 лет и традиционно считается компанией, ориентированной на крупный бизнес. А недавно вы выпустили решение для малого и среднего бизнеса. Как изменяется SAP, каким она будет через 30 лет?

– Если бы я мог однозначно ответить на этот вопрос, я был бы гением. У компании 43 000 клиентов. Все они по определению не могут быть очень крупными. Клиентами SAP уже 35 лет являются как очень крупные, так и мелкие компании. Так будет и дальше. Будущее, как и настоящее, – быть лучшим бизнес-партнером для каждой компании. Как этого достичь, действительно важный вопрос. Мы добиваемся этого, предоставляя клиентам технологии для решения их бизнес-проблем. Мы создаем свои решения, стараясь удовлетворить всем требованиям компаний, и пытаемся их усовершенствовать с учетом будущих тенденций бизнеса. Сегодня растет число компаний, которые стараются уделять больше внимания действительно интересной бизнес-возможности – управлению бизнес-сетью: партнерами, клиентами, деловыми партнерами. Небольшие компании обычно часть бизнес-сетей крупных компаний – такая ситуация типична. Это один из вариантов развития или дополнительная возможность на будущее. Вторая возможность – полностью закрыть тему инфраструктуры и приложений и твердо сказать: «Вам не нужна бизнес-технология этой компании, компания SAP предоставит вам одновременно и инфраструктуру, и приложения в одной системе. Вы сможете значительно сократить затраты и избавиться от ненужного оборудования».

– Каковы другие возможности развития?

– Мы помогаем людям и компаниям решить еще одну важнейшую задачу – устранить нехватку рабочей силы. Химическая отрасль издавна является одной из самых быстроразвивающихся и крупных отраслей Западной Европы. Каждый год в Западной Европе степень кандидата химических наук получают 5000 человек. А в связи с изменением численности населения, демографической ситуации и другими факторами спрос на квалифицированных сотрудников растет с каждым днем. Поэтому для решения этой проблемы и повышения квалификации своих сотрудников компаниям и нужны информационные технологии. Пусть всю рутинную работу делает за ваших сотрудников система и предоставляет им инструменты, позволяющие использовать бизнес-информацию и бизнес-аналитику еще эффективнее. Инструменты для использования и анализа данных, поддержка принятия решений, графические инструменты для развития бизнеса через создание интерактивной связи между анализом данных, принятием решений и получением автоматического отклика о них – вот над чем усердно работает компания SAP. Помимо прочего мы приобрели компанию Business Objects. Вот это и есть будущее компании SAP.

– В последние годы ваш основной конкурент – Oracle скупает компании по всему миру. SAP не последует их примеру? Основатель Oracle Ларри Эллисон говорит, что сейчас компании стоят недорого и владельцам проще продать бизнес, чем провести IPO.

– На IТ-рынок можно взглянуть с двух сторон. Первая – пессимистичная. С этой точки зрения ситуация кажется ужасной из-за незначительного объема инноваций.

Настало время консолидировать рынок, чтобы получить большую долю, просто скупая уже существующие продукты и услуги по их сопровождению. Это и сделала Oracle, потратив на покупку активов $25 млрд! При этом если взять сумму объемов продаж этих компаний и самой Oracle до приобретения, а затем сравнить результат с нынешним суммарным объемом продаж, то вы увидите, что он уменьшился на 40%! Вот такая интересная бизнес-логика... Мы же фактически консолидировали рынок абсолютно другим путем. Основная реальная причина скупки Oracle всех этих компаний – это SAP. Oracle была в большой опасности – она могла оказаться вообще на периферии этого бизнеса.

– Почему?

– Потому что наша доля на рынке была втрое больше, чем у Oracle. И осталась такой из-за падения объемов продаж Oracle. Другой способ консолидации рынка – выводить на рынок инновации быстрее, чем конкуренты. Потребность в IТ-инновациях сейчас велика как никогда. Мы делаем все, чтобы обеспечить естественный рост, что в долгосрочной перспективе приносит намного больше прибыли, чем покупка компаний. Есть одно исключение – бизнес-аналитика. Поэтому мы купили Business Objects. Мы хотим быстро завоевать этот рынок и стать лидером. В других областях, я думаю, можно превзойти по инновационным технологиям любую компанию в любой момент. И, кстати, если у компании, выпускающей программное обеспечение, нет инновационных технологий, работать в данной сфере ей не следует. Таким образом, Oracle – это банкиры, а не производители программного обеспечения.

– В крупных компаниях неизбежно появление бюрократии. Как SAP удается оставаться инновационной компанией?

– Я работаю в SAP уже много лет. Когда я пришел сюда, это была маленькая компания с большим предпринимательским потенциалом, и, я думаю, руководство SAP прикладывает большие усилия для того, чтобы сохранить дух предпринимательства. Чтобы этого достичь, мы наделяем сотрудников ответственностью, предоставляем свободу действий, но требуем обеспечить отчетность. Все это неразрывно связано с ответственностью. Мы хотим построить бизнес на принципе, который мы называем «глокальность»: глобальность и локальность одновременно. Руководителю приходится менять организационную структуру каждые 2–3 года, чтобы избежать бюрократии. Таким образом, мы разрушаем структуру и создаем новые способы работы. Задача теперь в том, чтобы сохранить гибкость, интеллектуальное богатство и при этом обеспечить абсолютную прозрачность, учет и отсутствие всякой возможности появления ошибок. Этого можно достичь, только если внутри компании будет существовать культура общения, постановки сложных, но разрешимых задач и будут люди, готовые в нужный момент сказать: «Послушайте, а у меня есть другая идея». Иногда это требует больших усилий, так как в компании постоянно идет множество дискуссий по самым разным вопросам. Но только поощряя дискуссии и наделяя людей полномочиями, можно действительно эффективно бороться с бюрократией. И вообще, у меня аллергия на бюрократию.

– Несколько лет назад руководители SAP и Microsoft признавались, что вели переговоры о возможном объединении компаний. Как далеко они продвинулись?

– Никаких реальных обсуждений не было, были только предварительные переговоры. Основная идея заключалась в оценке того, насколько альянс двух компаний будет выгодным для клиентов и акционеров. Очень скоро стало ясно, что есть гораздо более эффективный способ добиться этого – просто теснее сотрудничать друг с другом. Результатом сотрудничества стал совместный продукт – Duet. Он уже есть на рынке и очень хорошо продается. Это решение позволяет получить доступ к функциональным возможностям решений SAP через привычный интерфейс пакета Microsoft Office и Microsoft Exchange. А покупать Microsoft мы не хотим.

– Как вы оцениваете конкуренцию в России?

– На российском рынке есть одна очень хорошая и перспективная местная компания – «1С». Для Oracle, которая всегда и везде идет третьим номером, это серьезная проблема. Я думаю, пора смириться с тем фактом, что в стране с хорошими специалистами, развитой отраслью и хорошими разработчиками вполне могут быть собственные хорошие производители ПО. Кстати, все это противоречит идее о неизбежности консолидации.

– Есть ли у «1С» или индийских и китайских компаний шанс выйти на мировые рынки?

– Я не очень хорошо знаю эти компании. Но и не знаю ни одной компании, которая стала бы глобальной с первого же дня. Даже Google начинала с локального рынка. Однако и сейчас на некоторых мировых рынках Google не является самой популярной поисковой системой. Сегодня 45% мирового рынка ПО находится в США. Если вы действительно хотите доказать свою конкурентоспособность, необходимо проявить себя в Америке. Только если удастся выжить там, можно называть себя глобальной компанией. Кстати, SAP – лидер на американском рынке.

– В III квартале 2007 г. Россия стала третьим по величине рынком для SAP. Российский рынок настолько вырос или это был просто хороший квартал для SAP здесь, в России?

– Дело не в этом. Был еще один квартал, в котором российская команда и российский рынок работали очень эффективно. Россия – это быстро растущий рынок, потребность в инновационных IТ-решениях тут очень велика. Набрав команду, но не имея опыта на данном рынке, добиться таких результатов было бы невозможно. Мы поняли, что в России существует реальный спрос на наши решения и наша команда отлично работает. Стало также понятно, что появление SAP в 1992 г. на рынке России было очень разумным ходом. Мы уже давно открыли для себя этот рынок. Мы пережили трудные времена, кризис 1998 г. SAP никогда не уходила из России, мы всегда здесь и доказали свою приверженность российскому рынку. Мы локализовали все наши продукты специально для российского рынка. И также понятно, что, не будучи глобальной компанией, SAP не смогла бы этого сделать, ведь только такие компании могут внедрить свои глобальные технологии в России и адаптировать их в соответствии с местными требованиями. Я думаю, в течение следующих лет Россия прочно займет место среди основных стран, с которыми работает компания SAP.

– Германия – второй крупнейший рынок для SAP или все-таки первый?

– Второй, но это ничего не значит. Если принять в расчет темпы роста таких стран, как Россия, Индия или Китай, становится ясно: через несколько лет ситуация полностью изменится. Посмотрите на американских производителей ПО, которые работают только на рынке США. Разве можно их назвать чисто американскими компаниями? Нет. Только 18% нашего бизнеса в Германии, меньше трети числа наших сотрудников работают в Германии, остальные – по всему миру. Если посмотреть на первую сотню топ-менеджеров SAP, меньшая часть из них – немцы. Это отражает глобальный характер деятельности компании. Помимо учредителей SAP большинство наших акционеров в США. Да, мы действительно глобальная компания, но мы не международная американская компания, мы международная европейская компания.

– Ваши продукты работают с базами данных от Oracle, можно сказать, вы таким образом продвигаете их продукты. Является ли это недостатком компании, а если нет, то почему?

– SAP по-настоящему открытая компания. Это далеко не единственная база данных, которую мы поддерживаем. Мы поддерживаем IBM DB2, мы поддерживаем Microsoft SQL Server. У нас есть база данных, которую мы собираемся продвигать в дальнейшем. Она называется Next DB. Мы поддерживаем базу данных с открытым кодом и вообще любую базу данных, которая есть у клиентов. Если вы покупаете продукт Oracle, у вас остается один выбор: Oracle, Oracle и еще раз Oracle. Но это далеко от принципа открытости.