Жертвы демпинга


Однако руководитель центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец как раз в этом и видит корень проблемы: шальные деньги акционеров, стремящихся любой ценой нарастить долю рынка, и привели к перегреву расходной части. Предложение страховых компаний на продажу давно превышает спрос, а все международные гранды на российском рынке уже представлены, полагает Зубец.

Российские страховщики все больше отходят от схемного бизнеса к классическим видам страхования: на смену дутым активам и риску отзыва лицензии пришли демпинг по тарифам и агентской комиссии, растущая убыточность ОСАГО и расходы на ведение дел, говорится в исследовании «Эксперт РА».

Исследователи отмечают, что в 2007 г. российским страховщикам удалось качественно улучшить портфели и балансы. Однако доля собственных средств в активах снизилась с 33,5% до 29,2%. Рост выплат и расходов на ведение дел перевесил снижение затрат на резервирование. В результате коэффициент убыточности вырос с 92,75% до 93,81%. То есть, по сути, доходность собственно страхового бизнеса без учета сторонних доходов и расходов снизилась с 7,25% до 6,19%. Особенно это отразилось на крупных компаниях: по данным «Эксперт РА», доходность активов в этой группе снизилась с 9,41% в 2006 г. до 1,9% в 2007 г.

С насыщением рынка рост убыточности скоро приведет к учащению банкротств: «В зоне риска окажутся 3–4 крупных страховщика федерального уровня, 20–30 средних страховщиков, работающих в Москве, и около четверти всех региональных страховых компаний».

Компаниям приходится испытывать «давление по всем основным позициям» и собственно розничный страховой бизнес уже давно в лучшем случае находится на уровне рентабельности, говорит гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов. По его мнению, большинство крупных компаний может рассчитывать на поддержку сильных акционеров.